>
>
Облачный атлас / Cloud Atlas

Облачный атлас / Cloud Atlas

05.11.2012
31

Режиссеры – Энди Вачовски, Лана Вачовски, Том Тиквер

В ролях: Том Хэнкс, Халли Берри, Джим Броадбент, Джим Стёрджесс, Пэ Ду На, Кит Дэвид, Хью Грант, Хьюго Уивинг, Сьюзен Сэрендон, Бен Уишоу

Продолжительность – 172 мин

Такого насыщенного и длинного фильма, как «Облачный атлас», в этом сезоне уже не найти. Три часа, шесть сюжетных линий, россыпь жанров от иронической комедии до журналистского триллера, от футуристической стрелялки до исторического морского приключения. Впрочем, история про отношения количества и качества знакома, полагаю, всем – она верна и здесь.

В основе «Атласа» - толстая одноименная книжка писателя Дэвида Митчелла, долгое время считавшаяся неподвластной экранизации. Почему, по фильму прекрасно видно – там, где писатель может позволить себе любой объем, киношникам приходится вписываться в некоторые временные ограничения, сформированные многолетним опытом и здравым смыслом. Даже при марафонском трёхчасовом хронометраже неизбежно наступал тот момент, в котором Вачовским и Тикверу приходилось немножко комкать свои шесть историй, разворачивающихся в разных временах, и предельно упрощать митчелловскую риторику.

Поэтому на «Облачном атласе» получается так – в какой-то момент размашистый, дико амбициозный эпос, складывающийся из довольно ловко сбалансированных между собой шести параллельных историй, снятых весьма ярко и вкусно, начинает обращаться к своему зрителю языком агитационного плаката. Свобода, равенство и братство, торжественно объявляет нам «Облачный атлас», с такой непоколебимой монументальной серьёзностью, будто этим идеям не исполнилось ещё сто лет в обед. Разумеется, абсолютная ценность этих идей за годы никуда не делась, но всё же – есть подозрение, что результатом того магического переживания, что мы испытываем на каждом новом фильме, хотелось бы видеть что-то прежде непознанное, а не заученное из учебника ещё в средней школе.

Этакая авторская агитационная прямота заметно обламывает – потому что по «Облачному атласу» разбросано достаточно моментов лучшего на свете кино. Минимум две истории из шести – про морское путешествие стряпчего (Стёрджесс), вступившегося за беглого раба, и про дерзкий побег комического издателя (Броадбент) из дома престарелых – абсолютно замечательные. Плюс этот трюк с одними и теми же актерами, играющими разные роли в разных историях, с одной стороны, изрядно смешит (видели бы вы Хэнкса в роли английского писателя-гопника), но с другой, довольно мощно работает на митчелловскую мысль о том, что все судьбы в мире связаны между собой, не буквальной реинкарнацией, а более туманными и незримыми, но всё же прочными узами.

В сухом остатке немного обидно – видно, что когда тройка (довольно неожиданно смотрящихся вместе, скажем прямо) режиссеров замахивалась на эпическое высказывание о людях и человеческих судьбах, оно было для них вполне достижимо. Просто собственные привычки (Вачовски, на вас смотрим) не позволили «Облачному атласу» в полной мере стать тем, что затевалось.

Вердикт Кочерыжкина– невероятно размашистый гуманистический эпос, в трёх часах которого разбросаны отблески лучшего на свете кино – но, к сожалению, не только они

Рекомендуем почитать