Будучи человеком, скептически настроенным к любым видам вероисповедания, я, однако, с большим любопытством отношусь к религиозной музыке и театральным постановкам на божественную тематику. Кажется, только искусство способно очеловечить абстрактный феномен веры и воплотить его в подлинные шедевры; сразу вспоминается, например, осенний «Африканский санктус» или знаменитая рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда» (которую, по слухам, привезут к нам в апреле питерские артисты).
На прошлой неделе в Новосибирском театре оперы и балета состоялась российская премьера «Мессы» американского композитора Леонарда Бернстайна. Поставили её, при поддержке мощной художественной группы, латвийский режиссер Резия Калныня и Айнарс Рубикис, главный дирижер театра. Трехдневный аншлаг, повышенное внимание федеральной прессы, прямая трансляция на воскресшей (так и хочется добавить «по такому случаю», но нет) Colta.Ru, как следствие, 25 тысяч зрителей в 75 странах мира — и ваш нескромный автор где-то на верхотуре.
«Месса» — это сложная музыкально-драматическая вариация традиционного богослужения, в которой литургические тексты соседствуют с песенными просторечиями, а торжественные хоралы с интонациями блюза. Более двухсот артистов, танцоров балета и музыкантов образуют диковинный театральный пейзаж, в котором находится место как протестантским гимнам, так и, например, зарисовкам в духе рокабилли; здесь танцует масляный Иисус в терновом венце, людские толпы идут вслед за ложным проповедником, а суровый инквизитор воспевает божью мощь на фоне замученных до смерти «грешников». И всё это — среди исполинских зиккуратов, по ступеням которых на протяжении двух часов перемещаются персонажи этого густонаселенного спектакля.
В основе произведения — проблема восприятия человеком бога и неизбежно порождаемый этим кризис веры. Священник по имени Селебрант торжественно восходит на амвон и начинает службу, однако прихожане ропщут: они не ощущают присутствия бога, не чувствуют его поддержки в жизненных невзгодах; они видят войны и мировой голод, но не видят самого Господа (к слову, когда тот зримо присутствует на сцене, то всегда остается незамеченным толпой). Постепенно сомнения людей передаются Селебранту, который не может найти иных аргументов для вопрошающих за исключением наивного призыва «Помолимся!»; он ломается, святотатствует, поддается искушениям, внезапно с ужасом обнаруживает себя в роли Иуды на тайной вечере, где предает Иисуса (кстати, интересно, что центральную партию исполняют два совершенно разных, как по вокальной фактуре, так и по драматической технике, артиста, и это невероятным образом расширяет диапазон восприятия всего действа) — но, конечно, приходит через падение к новым высотам духа и обновленному символу веры. «Месса окончена. Идите с миром».
Собственно, эта вещь замечательна еще по нескольким причинам. Во-первых, она отлично встроена в культурный контекст своего времени (Бернстайн писал её в Америке 70-х годов, расцвеченной антивоенными протестами, молодежными бунтами и сочной культурной эклектикой), однако неплохо чувствует себя в реалиях нынешнего дня благодаря гуманистическому пафосу и отчетливым антиклерикальным ноткам (фактически напрямую в ней говорится, что церковь в принципе имеет мало отношения к религии). Во-вторых, здесь изящно сочетаются оперный и джазовый вокал, уличная и церковная музыка, что априори предполагает чрезвычайно сложную партитуру и обязывает дирижера и музыкантов к её виртуозному воплощению. Наконец, любопытно пронаблюдать за тем, как некогда авангардное и бунтарское произведение с течением времени становится просто бунтарским (и то не в полной мере — после десятилетий остракизма «Мессу» однажды уже исполняли в Ватикане) — ухо требует современных мелодий, но в ответ получает стопроцентное ретро.
Что же касается критики самой постановки, то на этот счет было написано уже много, а иногда так, что лучше не скажешь. Так, например, охарактеризовали постановку в Ъ. Я бы, однако, порекомендовал почитать о «Мессе» в первую очередь вот здесь. Ну, и всем желающим посмотреть постановку — добро пожаловать на ParaClassics.
Евгений Мельников
Фото: Татьяна Ломакина, tayga.info