Российское правительство повелело перевести ровно половину общественного транспорта и техники, задействованной в жилищно-коммунальном хозяйстве, на газ. Инициатива как обычно накладывается на действительность — в стране не развита сеть газозаправочных станций, а выгоды от такого перехода кажутся весьма сомнительными.
Если в правительстве начинают говорить об изменениях, значит это кому-нибудь нужно. Премьер Дмитрий Медведев подписал бумаги, а вице-премьер Аркадий Дворкович пояснил, что «в крупных городах не менее 50 % соответствующего транспорта должно быть переведено на газовое топливо». Ради этого власти даже готовы выделять субсидии на покупку переоборудованных под газ автобусов и транспорта дорожно-коммунальных служб. Кроме этого, Дворкович заверил, что производители газомоторных автомобилей вместе с национальным достоянием — компанией «Газпромом» — «готовы финансировать» создание необходимой инфраструктуры. К слову, затраты на строительство одной газозаправочной станции сейчас оцениваются в 100 млн руб. По данным Национальной газомоторной ассоциации, на данный момент в стране насчитывается всего 250 таких заправок — 210 из них в 58 регионах России принадлежит ясно кому.
Заместитель председателя правления Красноярской ассоциации пассажирских перевозчиков Виктор Сидоров считает идею перевода общественного транспорта на голубое топливо неплохой, но не для Сибири — трубопровод заканчивается в Кемерово. Так что в Красноярск газ попросту не дойдет, а если его и завозить, то цена за счет транспортировки перестанет быть привлекательной. Не подойдет и газ, добываемый на территории Красноярского края. Первая причина — его не так-то и много из-за того, что основной объем идет на экспорт. Вторая — местный сжиженный газ подходит лишь для автобусов малой вместимости типа ПАЗ. Для больших автобусов КПД от перехода на это топливо будет практически незаметен.
Логично, что для перевода транспорта на газ необходима инфраструктура, которой сейчас попросту нет. Те, кто к инициативе властей отнеслись скептически, советуют посмотреть на то, как активно меняют топливную систему своих личных автомобилей простые водители.
— Автомобилисты переходят на газ, достаточно много перешли на него в свое время. Но другое дело, что не все моторы рассчитаны под газовое топливо, — говорит председатель Федерации автовладельцев России в Красноярском крае Павел Стабров. — Вот, например, у меня Honda Odyssey. И на машине когда-то прежним владельцем был установлен газ. Результат эксплуатации — капитальный ремонт двигателя, который под такое топливо рассчитан не был. Прогорели клапаны и так далее. Соответственно, заводская бензиновая модель не всегда может быть переделана под газ без последствий для автомобиля. Это основная причина непопулярности. Ну, и конечно, газовая инфраструктура далеко не так развита, как бензиновая. В ту же Туву на газе вы не уедете, потому что заправок попросту нет на сотни и сотни километров.
Но с двигателями проблему власти даже вроде как решили. Они предложили регионам покупать специальные газомоторные автобусы и предоставили на них субсидию в размере 2,5 млн руб на одну единицу техники. Но пока провинция совершать газовый переворот не спешит. За последние два года во всей стране на газе стало работать всего на 600 автобусов больше. На сайте все той же Национальной газомоторной ассоциации приведен список желающих: лидером закупок газовых автобусов в 2012 году стал Татарстан. Республика приобрела 262 автобуса, государство помогло ей суммой в 885 млн руб. Из сообщения следует, что по эту сторону Уральских гор «газомоторных» регионов не так-то и много. Республика Саха (Якутия) пополнила парк общественного транспорта на 26 единиц, Томская область на три, Свердловская область, республика Хакасия и Забайкальский край на две каждая. Красноярского края в списке нет вообще. Большинство же регионов из списка располагаются недалеко от столицы и на Кавказе.
И еще одна новость с этого же сайта: «Газпром» определил компанию «Газпром газомоторное топливо», в которой будут консолидированы активы Группы, связанные с производством и реализацией газомоторного топлива. Среди основных направлений деятельности новой компании — разработка и реализация маркетинговых программ по развитию сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) в России, а также расширение круга потребителей газомоторной техники, в том числе в сельском хозяйстве, на речном и железнодорожном транспорте. Председателем Совета директоров ООО «Газпром газомоторное топливо» избран Сергей Фурсенко...". Последнее предложение говорит обо всем. Впрочем, главное, если у Дмитрия Медведева и команды все получится, чтобы цена на голубое топливо не стала выше стоимости бензина, как это уже случилось с дизелем.