Режиссёр — Джон Уэллс
В ролях: Мэрил Стрип, Джулия Робертс, Джулианна Николсон, Крис Купер, Бенедикт Камбербэтч, Юэн МакГрегор, Джульетт Льюис, Дермот Малруни, Эбигайл Бреслин, Сэм Шепард
Продолжительность — 122 мин.
Семья может быть источником великой силы, а может быть и наоборот — этой, в целом нехитрой, но абсолютно разрушительной в том случае, когда переживаешь такое лично, мысли «Август» посвящён целиком. За пьесу, лежавшую в его основе, драматургу дали премию Пулитцера; фильм подобных высоких почестей, что-то подсказывает, удостоится вряд ли.
То есть, в копилке «Августа» уже есть масса номинаций на разные престижные призы, а потенциально ему светит и два «Оскара». Но все эти номинации и призы — исключительно актёрские; и, высидев два часа в одуряющей оклахомской жаре с обильным семейством Уэстон и их бесконечными скандалами и тайнами, довольно отчётливо понимаешь, почему «Августа» не найти в других номинациях.
В основе фильма — пьеса американского драматурга Трэйси Леттса, человека, сделавшего себя имя благодаря некоторому радикализму своих произведений. «Август» — уже третья экранизация его вещей; первые две, «Глюки» и «Киллер Джо», делал прекрасный человек Уильям Фридкин, и обе они в какой-то момент максимально живописным (и здоровским) образом выходили за всякие флажки хорошего вкуса и здравого смысла. «Август» куда более традиционен — это громкая семейная драма, ориентирующаяся на лучшие образцы американской драматургии, в своё время глубоко разработавшие пространство скрытых трагедий больших семей. Собственно, «Августом» Леттс явно просился в ряд больших американских драматургов к Теннеси Уильямсу и Юджину О’Нилу — и, наверное, попал туда, раз отхватил премию Пулитцера.
С пьесой, впрочем, пускай разбираются специалисты (хотя по фильму кажется, что старые привычки Леттса заводить свои пьесы в воды горячечного гротеска не отпустили его и в семейной драме, что сделало её немного нарочито гипертрофированной) — а вот киношный «Август», написанный, кстати, самим драматургом, к великим фильмам не поставить никак. Да, для двухчасовой надрывной драмы он смотрится довольно легко. В нём полно горького, но ужасно точного семейного юмора, да и глобальная история о том, как семейные ошибки передаются снова и снова таким образом, что каждое поколение одновременно считает себя жертвой неправильного обращения со стороны родителей и не замечает, как поступает так же с собственными детьми, здесь изложена довольно наглядно.
Но в то же время режиссёр Уэллс, вместо того, чтобы бесстрашно рулить всеми и формировать какой-то свой взгляд на пьесу, будто бы пребывает в таком благоговении одновременно перед своим материалом и перед своим актёрским ансамблем, что старается по минимуму путаться у них под ногами. Откровенная театральность материала в результате съедает фильм целиком — хотя тут есть и натурные съемки, и вылазки за пределы родового гнезда Уэстонов, все они смотрятся скорее небольшими интермедиями между продолжительными ключевыми сценами долгих разговоров, нежели полноправными участниками истории.
Этим же разделением — большая сцена, интермедия, большая сцена, интермедия — целиком исчерпывается структура «Августа». Да, отдельные сцены действительно удаются Уэллсу (или Леттсу) лучше других — гомерически-смешной диалог Робертс и МакГрегора, в котором узнает себя не одна семейная пара со стажем, неожиданно проникновенные вечерние посиделки трёх сестёр, ключевая эпическая сцена поминального обеда. Но это максимально прямолинейное чередование в конечном итоге начинает страшно раздражать — как на автобусе, который вместо того, что везти тебя к конечной, бесконечно долго зависает на самых «важных» остановках.
Актёры же — а состав здесь и вправду феноменальный — реагируют на такое режиссёрское попустительство по-разному. Робертс смело несёт весь фильм на собственных плечах — и за ней такой мощной роли не водилось уже много лет. Есть замечательные выходы у Николсон, идеально демонстрирующей ту точку, в которой смирение и терпение оборачиваются холодной яростью и клокочущим отчаянием, и у Льюис, слишком рано и несправедливо отлученной от больших дел (и слишком поздно напоминающей о своих истинных талантах здесь). Хороши и мужчины — Малруни уверенно и точно рисует обаятельную сволочь, МакГрегор неплох в роли тихого интеллигента с собственной тайной, Купер замечательно играет тихое, но непоколебимое достоинство любящего отца, измученного вечными придирками своей жены к их сыну. С Камбербатчэм сложнее — конечно, в идее взять человека, по которому сохнет половина женского состава планеты, на роль забитого мамой трагического мямли, было своё одухотворённое остроумие, но без железной поддержки чётко понимающего задачу режиссёра он теряется и пережимает в сторону лузерства.
Что же касается Стрип — ох, она, конечно, титан и всё такое, но твёрдая режиссёрская рука нужна ей так же, как и всем остальным актёрам на свете. В «Августе» в роли Вайолетт, больной раком и сидящей сразу на всех возможных таблетках вдовы, изводящей абсолютно всех своих родных, она с порога врубает режим «смерть всему живому» — и как образец абсолютно бесстрашной актёрской игры её героиня, может, и получается на загляденье.
Но героини, как живого человека, в которого нам, зрителям, нужно поверить и захотеть его понять, здесь почти нет. Леттс и Уэллс не оставляют выписанной ими гротескной фигуре ни единого момента просветления и настоящей связи с самыми близкими ей людьми, ни самой крошечной передышки; только злоба, желчь, боль и бесконечные манипуляции всеми вокруг. Настоящая семейная драма — это всегда масса обнуляющих друг друга тончайших нюансов и невозможность простого выхода; сказать же «Да просто мама у нас — монстр» — это как раз простой выход, предельное упрощение сложнейшего многолетнего конфликта до чёрно-белой картинки. Именно это упрощение не даёт «Августу» стать драмой того уровня величия, на который он замахивается.
Вердикт — размашистая американская семейная драма с толпой хороших актёров — во многом верная и пронзительная, но удручающе прямолинейная и гротескная в главном