Главная
>
Статьи
>
Pax Romana

Pax Romana

30.01.2004
3
Разработчик: Galilea
Издатель: DreamCatcher
Жанр: Историческая стратегия


Pax Romana

Вы можете встретить их повсюду. Обратите внимание: в любом магазине, на каждом лотке, где продаются игры, нетрудно заметить несколько знакомых обложек, которые обитают там уже не первый месяц. Некоторые – не первый год. Достаточно скоро они теряют самостоятельное значение и становятся чем-то сродни обоям рабочего стола, на которые смотришь, но не видишь ровным счетом ничего, кроме фона. Они старожилы и могли бы, наверно, многое рассказать о покупателях и продавцах, и коллегах-играх, которые продавались влет сотнями экземпляров… Не все из них – обязательно плохие, у некоторых просто… не сложилось. О них не пишут в душистых глянцевых журналах, не спекулируют копиями в файлообменных сетях, не посвящают им странички в интернете. Над ними работали десятки людей, на их разработку ушли годы и миллионы долларов, но, тем не менее, – они остаются зимовать. Недавно их полку прибыло. Нет смысла пытаться ответить на Извечный Вопрос: почему одни на коне, а другие – наоборот? Давайте лучше посмотрим на пример игры-лузера, ненадолго оставив высокобюджетные рамки игр класса A. Итак, дамы и господа, не прошу ни любить, ни жаловать – Pax Romana.


Pax Romana

На лицо ужасные, умные внутри

Игра позволяет воссоздать почти трехсотлетний период в истории Римской республики с 275 по 44 год до нашей эры. «Вы можете переписать историю по-своему, но должны справиться, по крайней мере, не хуже реально существовавших личностей», - хитро улыбаются в усы разработчики. Переписывать историю дозволяется в двух режимах: стратегическом и политическом. Игра проходит в реальном времени, можно изменять лишь скорость его течения, есть и пауза, чтобы отдавать приказы. Учитывая головокружительную насыщенность деталями, которая удовлетворит самого требовательного шизофреника, по-моему, пауза – это единственный шанс попробовать разрешить ВСЕ насущные проблемы государства.

А их ровно столько, сколько существовало на самом деле. Смотрите – огромная, тщательно прорисованная карта, демонстрирующая осведомленность авторов о настоящих названиях исторических областей от Британии до Персии. Нужно защищать уже отвоеванные регионы и подчинять пока что свободные, при этом требуется внимательно следить за должным снабжением армий продовольствием, особенно если речь идет о длительной осаде. Необходимо устанавливать торговые пути и защищать их, заключать и разрывать политические альянсы. Поддерживать одни страны ценой конфронтации с другими. И так далее, и тому подобное, учитывая, что каждая провинция, каждый город, каждая армия, каждый полководец обладает персональными свойствами, которые в свою очередь группируются по экономическим, военным, политическим признакам…


Pax Romana

Представляете, СКОЛЬКО информации нужно держать в голове, и уж тем более, СКОЛЬКО нужно совершить кликов мышью, чтобы получить все эти данные? (Рацпредложение: вместе с игрой продавать три двухкнопочных мыши из залежавшихся запасов какого-нибудь крупного производителя. Все равно средняя клавиша никак не задействована). В принципе, при желании можно перекладывать некоторые обязанности, вроде поддержки торговых путей или полицейских операций против пиратов, на плечи искусственного интеллекта, но кончается это обычно тем, что драться за право использовать войска приходится со своим собственным компьютером. Таков, разумеется вкратце, стратегический режим.

Пришел, увидел, проиграл

Политический включает все то же самое, плюс необходимость вести активную деятельность в качестве лидера одной из политфракций. Впечатляет, с какой точностью и любовью реализованы в игре традиции и законы того времени, но нелогичность и запутанность расположения кнопочек, менюшек, значков наводит на мысль: а вот неплохо было бы написать подробный конспектик. Думаю, он был бы ненамного проще принципиальной схемы программируемого микрокалькулятора МК-54.

На все остальное достаточно будет отвести две строчки: графики и звука в современном игровом понимании в Pax Romana просто нет. Впрочем, для игр такого класса они и не нужны. (Реальный пример. Republic: The Revolution хвастала головокружительной трехмерной графикой, наслаждаться которой все равно не было времени. Потому что тоже – стратегия в реальном времени). Музыкальное сопровождение вполне традиционное, главное – не раздражает.


Pax Romana

Насколько близким было счастье для любителей античной истории! Как много интересных фактов и переживаний можно было бы почерпнуть из этой игрушки. Дизайнер игры Филип Тибо в интервью признался, что подготавливал материал в течение 10 лет! Но все эти старания, в конечном счете, пригодятся лишь нескольким тысячам прожженных геймеров (hardcore gamers) по всему миру. Остальные за время, которое нужно потратить на овладение искусством игры в Pax Romana, пусть лучше научатся водить машину, говорить по-итальянски или фигурно подстригать кусты. Серьезно!

Системные требования:
Минимальные: PIII 500, 128MB RAM, DirectX–совместимая видеокарта
Рекомендуемые: P-III или Athlon 750, 256 Мб, 16 Мб 3D видеокарта
Реальные: Athlon XP 1700+, 512 Мб, GeForce 4 Ti4200 128 Mb

Влад Вавилов

Диски для обзора предоставлены медиамаркетом Клондайк пр. Мира, 86.

Рекомендуем почитать