Главная
>
Статьи
>
«Запятнанная репутация» / «The human stain»

«Запятнанная репутация» / «The human stain»

06.02.2004
6
Режиссёр: Роберт Бентон
В ролях: Энтони Хопкинс, Николь Кидман, Гари Синиз, Эд Харрис


«Запятнанная репутация» / «The human stain»

«Немолодой профессор более 50 лет скрывал от своих близких страшный секрет. Случайный роман с молодой служанкой становится толчком для расследования его прошлой жизни. Грязные тайны прошедших дней врываются в настоящее, сметая всё на своем пути…» Именно так анонсирует этот фильм мой любимый кинотеатр. Какие же картины может нарисовать беспокойное воображение после ознакомления с таким текстом? Так и представляется, что декан Силк – этакий престарелый злодей, некто вроде Ганнибала Лектера, (кстати, любителя «кьянти» с человеческой плотью играл всё тот же Хопкинс), завлекший в свои сети юную и неопытную девушку, а кто-то (может, его жена, может, любовник этой самой «служанки» или даже её мамочка) решил выяснить, что же из себя представляет этот лысеющий ловелас? И вот тут-то на свет и полезли «грязные тайны», оказывается, что профессор – жуткий маньяк, все означенные пятьдесят лет насиловавший и убивавший малолетних служанок, или совсем круто, что он и есть Лектер, в очередной раз сбежавший от агентов ФБР и пристроившийся преподавать в Афинском колледже. Ну как, приготовились узреть кровавую драму с изрядной долей «клубнички»? Вынужден вас разочаровать – фильм имеет крайне мало общего со своим анонсом. Впрочем, дело это вполне обычное.


«Запятнанная репутация» / «The human stain»

«Запятнанная репутация» – «это история запутанной жизни и жестокого падения Коулмана Силка», такими словами заканчивается картина, но дело в том, что это очень грустная история, в которой герой Хопкинса – жертва, достойная не только сочувствия, но и уважения. Профессор Силк потерял работу и жену в результате совершенно нелепого обвинения в расизме. Он возмущён, оскорблен, выброшен из привычной жизни, а главное одинок и никому не нужен. И тут на его пути (во всех смыслах этого слова) встречается красивая и относительно (ей 34 года) молодая женщина Фония (Николь Кидман), работающая уборщицей и живущая на ферме, где ей приходится ещё и коров доить. Эта встреча становится роковой для них, служит отправной точкой для процесса переосмысления многих жизненных ценностей. И ему, и ей довелось пережить немало испытаний, у обоих есть свои «скелеты в шкафу», и в их жизни наступает момент, когда приходится ответить, в первую очередь, самому себе, не зря ли прожита жизнь, и почему она прожита так, а не иначе, а главное – стоила ли тайна того, чтобы потратить жизнь на её сохранение? Но проблемы героев не только в прошлом, сами их отношения – вот та проблема, решение которой им придётся найти. Но позволят ли им это сделать?


«Запятнанная репутация» / «The human stain»

Фильм снят по роману пулитцеровского лауреата Филипа Рота. Его романы экранизировались и ранее, да и сам он пробовал свои силы на режиссёрском поприще, его книга будто была предназначена для экранизации. Вопросы, которые подняты фильмом и книгой, в последние десятилетия весьма значимы для Америки, кроме того, подобные истории могут служить предупреждением и для «нормального» общества, ищущего свой путь развития. Сюжет «Запятнанной репутации» выстроен вокруг оси, составленной из возрастных, сословных и, в первую очередь, расовых предрассудков. Именно в таком, наполненном предубеждениями мире, героям предстоит пережить последнюю любовь. Вы знаете, что такое расизм? Эта картина предлагает свой ответ на этот вопрос: расизм – это красивая белокурая девушка, рыдающая, прислонившись к окну пригородного поезда – красиво и от того ещё более убедительно. Главная беда в том, что благие идеи сначала превратились в политкорректность (даже мой компьютер «знает» это дебильное слово), а потом она стала лучшей маской для тупого ханжества и косности. На мой взгляд, фильм во многом об этом.


«Запятнанная репутация» / «The human stain»

«Запятнанная репутация» – очень традиционная картина (типичная американская драма), в ней есть всё, что должно быть в «настоящем» большом кино, поэтому мне не совсем понятно, почему в Москве она вышла в прокат в рамках артхаусного проекта. При всех достоинствах фильма нельзя не заметить, что он просто-таки «заточен» под «Оскар», такие сюжеты обычно не оставляют американских киноакадемиков равнодушными, да и актёры задействованы оскаровского калибра. Однако «Оскаров» «Запятнанной репутации» не видать, академия осталась равнодушна и к чарам Николь Кидман, и к социальной актуальности этого депрессивного фильма.

Александр Спасов

Рекомендуем почитать