В ролях: Сергей Маковецкий, Андрей Краско, Марат Башаров, Дмитрий Ульянов, Чулпан Хаматова
Замкнутое пространство подводных лодок, которое так легко и убедительно превращается в сцену, где разворачивается трагедия, давно облюбовано кинематографистами. И более других на этом поприще отличились голливудские режиссёры. Сходу можно вспомнить несколько блокбастеров последних лет, рассказывающих о неполадках на борту атомоходов. Причём местом действия двух из них становились советские подлодки: «Враждебные воды» и «К-19. Оставляющая вдов», сценарии которых основаны на реальных событиях. В обеих лентах речь идёт о советских подводниках, борющихся с последствиями катастрофы и спасающих своими действиями население восточного побережья Соединенных Штатов, а может, и всего мира от ядерной катастрофы.
В отличие от этих картин, «72 метра» вовсе не о спасении мира от ядерной зимы, хотя бы потому, что действие разворачивается не на атомной, а на дизельной субмарине. Фильм Хотиненко о гибели во время учений в Северном море лодки «Славянка». Это первая попытка российского кинематографа поведать о происходящем на борту тонущей подлодки, хотя к теме подводного флота наши режиссеры, так или иначе, обращались неоднократно. Сам режиссёр в многочисленных интервью утверждает, что «72 метра» не о катастрофе и спасении мира, а о мужестве, а главное, что «Славянка» - не «К-19» и тем более не «Курск».
С этим сложно не согласиться, особенно учитывая тот факт, что в основу сценария положены рассказы Александра Покровского, написанные задолго до трагедии «Курска», но ещё очень долго над любым произведением на эту тему будет витать знаменитое «она утонула…». Кроме того, катастрофа – не то, ради чего и о чём (по крайней мере, очень хочется в это верить) снимался фильм. Главное – это люди, их непростые судьбы, взаимоотношения друг с другом, мечты и надежды – то, что и составляет нашу жизнь. Именно поэтому в ткань грустного и трагического повествования так легко и органично вплетаются теплые романтические воспоминания подводников и по-настоящему смешные истории их прошлого. Всё это заставляет зрителя искренне сопереживать героям, печалиться и радоваться за них, надеяться на лучшее.
За 110 минут, что длится фильм, перед нами раскрываются характеры и судьбы нескольких очень разных людей, которых кроме случившейся трагедии объединяет одна весьма немаловажная деталь: каждый из них - настоящий человек, как бы пафосно это не звучало. Своей искренностью фильм обязан, в первую очередь, блестящему актёрскому составу: признанные звезды, исполняющие роли (и не только главные), проникновенны и убедительны. Великолепен Сергей Маковецкий, впрочем, как всегда, а герой Марата Башарова очаровывает, его энергия и жизнерадостность просто захлёстывают окружающих.
«72 метра» очень похож на советское кино. Возникает ощущение, что такой фильм могли снять и двадцать, и тридцать лет назад. Речь, конечно же, не о событиях, разворачивающихся на экране, а о настроении, которым проникнута картина. От нашего старого кинематографа здесь героический пафос, без которого невозможно себе представить кино такого рода, но в сочетании с удивительной человечностью, совершенно несвойственной большинству современных отечественных лент. При этом фильм в значительной мере следует и голливудским законам жанра. В нём наличествуют все обязательные составляющие проекта, рассчитанного на успех у зрителя (и, как следствие, на хорошую кассу), среди них и звёздный актёрский состав, о котором говорилось выше, и высокого уровня техническая составляющая, и, конечно же, отличный саундтрек, о котором в данном случае нельзя не упомянуть, поскольку музыку к фильму написал большой мастер, классик жанра Эннио Морриконе. Своим успехом фильм обязан таланту и потрясающей работоспособности Владимира Хотиненко, но не вызывает сомнения, что без той мощной поддержки, которую режиссёр получил от «Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова» и Первого канала, этот проект вряд ли удался бы, поскольку убедительность в этом жанре требует немалых финансовых вливаний.
Единственное, что серьёзно огорчает, так это финал. С самого начала понятно, что хеппи-энд нас не ожидает, но та нерешительность, с которой авторы не могут поставить точку, угнетает. Наверное, в этом есть какой-то смысл, но хочется завершённости, слишком уж часто наши кинематографисты злоупотребляют этим приёмом. «72 метра» – отличный фильм, американцы рядом и не плавали. Хеппи-энда нет, но остаётся надежда…
Александр Спасов