Главная
>
Статьи
>
«Яндекс. Книга», Дмитрий Соколов-Митрич

«Яндекс. Книга», Дмитрий Соколов-Митрич

29.07.2014
7

«Это история о том, как умные ребята, наследники великой советской научной

школы, воспитанные на Стругацких, были выброшены в бизнес, но и там остались верны

себе».

Соколов-Митрич — «Афише»

 

Дмитрий Соколов-МитричСреди многих разновидностей патриотизма одной из наиболее вменяемых является та, что вызывается историями успеха соотечественников. В этом смысле рассказ о том, как несколько программистов-любителей основали главный российский интернет-портал, попутно дав прикурить как внутренним оппонентам, так и конкурентам из-за бугра, вдохновляет не меньше, чем президентское новогоднее обращение. Соколов-Митрич написал книгу яркую, химически активную и крайне познавательную — ведь если нашу сегодняшнюю реальность творят IT-шники, то грех не узнать, как у них все это получается.

По тропе «Яндекса» автор движется мелкими шажочками — от казахского физико-математического детства былинных героев-основателей Аркадия Воложа и Ильи Сегаловича через московские перестроечные будни и торговлю компьютерами прямиком к нью-йоркскому IPO, обернувшемуся для национального поисковика подлинным триумфом — но ножками перебирает часто-часто. Оригинал Митрич поиграл с формой: книга разбита на несколько глав, а каждая из глав — на множество крохотных подглавок, в страницу-полторы размером; хочешь — заглядывай под каждый куст, хочешь — шагай с вершины одного холма сразу же на другую. Тем паче, что главы перемежаются обстоятельными интервью с важными фигурами российского IT-бизнеса (скажем, с Давидом Аном из ABBYY или Александром Галицким из Almaz Capital Partners), и беседы эти, пожалуй, даже интереснее основного текста, поскольку из них складывается картинка, во-первых, панорамная, во-вторых, полная неожиданных открытий.

Основная идея книги, впрочем, незамысловата — воля плюс интеллект плюс порядочность способны свернуть горы; кроме того, повезло с мудрыми менторами и понимающими инвесторами (приведенная здесь мимоходом поучительная история рухнувшего с самой вершины «Рамблера» — горький урок для всех жадных стартаперов). Другие критерии более примечательны — например, звериная интуиция яндексоидов, которая в сочетании с умением принимать парадоксальные решения не раз позволяла сорвать огромный куш; так, именно «Яндекс» открыл новую страницу в рекламном медиабизнесе, перейдя к покликовым аукционам и научившись зарабатывать колоссальные деньги на контекстной рекламе. Еще одна важная вещь, о которой говорится настойчиво и неоднократно — это повышенное, слегка болезненное даже внимание к общекомандной атмосфере, когда человек в коллектив подбирается, прежде всего, исходя из мировоззренческих его характеристик. «Свобода и безнаказанность» как девиз для своих — и холодная отчужденность для тех, кто существует вне проекта. Странно, что репортеру Митричу вообще дали возможность заглянуть внутрь этого организма.

Бесконечная война с Google — отдельный куплет в здешней песне. Кто бы знал, что именно Google шел по стопам «Яндекса» и, как выходит у автора, достиг нынешних величин лишь благодаря более удачной площадке для старта; что создатели поисковиков однажды пили чай на одной из московских кухонь, говорили о жизни и творческих идеалах, но партнерами так и не стали. Не сумев купить российскую компанию, гигант попытался её вытеснить, в чем до сих пор не преуспел; впрочем, одержимый великодержавной паранойей чиновник может быть опаснее любой финансовой акулы (и здесь впору вспомнить недавние реплики первых лиц государства). Между тем, «Яндекс» — это, без шуток, и национальное достояние, и Чудо России; хорошо, что кому-то, наконец, удалось внятно это изложить.

Манн, Иванов и Фербер, 2014, 368 стр. Тираж — 10 000 экз.

Евгений Мельников,
фото: Сиб.фм

Кроме «Яндекс. Книги», на сайте ЛитРес вас ждут еще 380 000 книг

Рекомендуем почитать