Режиссер: Филипп Нойс
В ролях: Брентон Туэйтс, Мэрил Стрип, Джефф Бриджес, Александр Скарсгард, Кэти Холмс, Тейлор Свифт, Одейя Раш и др.
Продолжительность: 97 мин
Из романа популярной на Западе детской писательницы средней руки Лоис Лоури режиссер Нойс сотворил целомудренную философскую притчу о плюсах, минусах и подводных камнях человеческой памяти: без неё жить спокойно и пресно, с ней — сладко, кисло, но немного больно.
Неназванные события апокалипсического характера привели к тому, что человечество упаковало себя в мирке-утопии на вершине горного плато, справедливом, высокотехнологичном и рафинированном до крайности: здесь граждане расфасованы по семейным ячейкам, изолированы от капризов погоды, музыки, танцев и прочих ненужных волнений, и даже мир наблюдают исключительно в сером цвете — зрителю придется тоже к этому привыкать. Люди идеального будущего принимают подавляющие капризы характера инъекции, после чего называют вещи только правильными словами (никаких «люблю», вместо смерти — «удаление в другое место») и досконально следуют предписаниям мудрых старейшин: комендантский час, не врать, не дотрагиваться до граждан за пределами личных апартаментов и так далее. По достижении совершеннолетия вчерашних подростков определяют на наиболее подходящую им работу; так Джонас (Брентон Туэйтс), который с рождения, вообще-то, странный малый, оказывается в учениках у Хранителя воспоминаний (Джефф Бриджес) — старика-нонконформиста, которому коммуна делегировала всю людскую память о безобразном прошлом, чтобы, если что, помогал общине советом.
Классический подростковый сюжет о том, что чувства превыше долга, а герой-одиночка (конечно же, Избранный) может сломать систему об колено, который в хвост и в гриву используют коллеги по цеху, в руках Нойса приобретает симпатичную, подростковую же наивность. Подсовывая обалдевающему от обилия красок Джоносу открыточные виды из прошлого (уходящая в закат яхта, катание на санках по свежему снегу, танки на Тяньаньмэнь, слоны в джунглях), заставляя в первый раз целовать Одейю Раш — она же подруга детства Фиона — режиссер балдеет вместе с ним и по капле вливает в кинокартинку новые цвета, аккуратно отягощая общую драматургию простенькими метафорами. Вот, наконец, соблазнив-таки девушку яблоком, Джонас бежит из заоблачного рая с младенцем за пазухой — подлежащим «удалению» лялькой, в которой он учуял родственную душу — чтобы неким плохопроговоренным образом вернуть в жизнь все неудобное и болезненное, а с экрана обрушивается лавина разворотов из National Geographic и семейный хэппи-энд.
Пенять на шаблонность глупо: книжному первоисточнику двадцать лет в обед, да и от собратьев по жанру young adult fantasy он выгодно отличается как отсутствием романтических соплей, так и недурной идеологической начинкой — вместо смертоубийственного экшна здесь предлагается созерцательная метафизика: бунтарство неизбежно в любом обществе, где молодость, до поры до времени отрезанная от красок мира, вдруг обретает способность видеть цвета. В экранизации немногословный, в общем-то, и мертвенно статичный роман распространили в угоду зрительской массовке — появилась движуха, но тоже деликатная, для 12+: так, полминуты погони на мотороллерах, грозный футуристический самолет, пикирующий на беглеца, и всё. В конце концов, зло, равно как и добро, необязательно должно быть с кулаками; главный антагонист, ледяная дама с лицом и повадками Мэрил Стрип, как-то неловко пытается героя остановить, натравив на него лучшего друга, а тот как-то неловко единожды съездит этому самому другу по физиономии. Визуалам с детьми смотреть этот фильм строго рекомендовано; остальным же лучше дождаться продолжения «Голодных игр».