В Красноярском музыкальном театре готовится к постановке музыкально-литературная композиция «Там, где нет войны». Действие происходит в далеком будущем, но, несмотря на современные технологии и идеальный уклад земной жизни, людей настигает беда. Накануне премьеры мы беседуем с режиссером постановки Мариной Малькович.
Марина, я так понимаю, что этот спектакль, несмотря на фантастическое действие на сцене, возвращает нас в прошлое — в годы Великой Отечественной? Что за режиссерский ход и для чего это было сделано?
Я в детстве читала много фантастики, и сюжет был навеян мне именно оттуда. Ведь все мы немного идеализируем будущее. Думаем, что там у нас не будет бед и забот, что в мире не будет зла, войны. И вот эти иллюзии расслабляют нас. Мы постепенно забываем, что такое война. Уходят ветераны, и уже неоткуда узнать про ужас, который вселял фашизм в наших бабушек и дедушек. Я, мои сверстники, которые еще воспитаны на школьном курсе истории, рассказах ветеранов, пока помнят об этом. Хочется, чтобы и наши дети этого не забывали. В 90-е Россию лихорадило. И это, безусловно, отразилось на молодежи. Увы, они не знают истории своей страны. Для них Великая Отечественная — не подвиг русского народа, а одна из исторических вех. И это страшно. Страшно даже не потому, что уходит память. А из-за того, что вместе с беспамятством человек становится социально незащищенным.
Интересная интерпретация...
Молодежь на бессознательном уровне отрицает исторический опыт, накопленный поколениями. Они хотят жить в идеальном мире. Мы все этого хотим, но реалии диктуют другое. Надо быть к этому готовым. Наша постановка именно про это.
Марина, насколько я знаю, спектакль необычен не только в части выбора сюжета, но и привлечения артистов. Вместе с профессионалами на сцену выйдут люди без актерского образования.
Музыкально-литературная композиция «Там, где нет войны» пройдет в рамках фестиваля «Мир равных возможностей». Уже третий год подряд театр проводит этот фестиваль, где на сцене вместе с профессиональными артистами выступают люди с ограниченными возможностями. Хотя это неправильная формулировка. Скорее, это люди с повышенными потребностями, находящиеся в зоне особого внимания. В нашей постановке примет участие ансамбль «Калейдоскоп» Канского психоневрологического диспансера.
Пациенты будут играть мальчиков в концлагере. Многолетняя работа с такими людьми показывает, что у них неограниченный творческий потенциал и невероятная сила духа.
Спектакль еще и приурочен к 70-летию Победы...
Да, конечно, это наша дань памяти. Мы, вся группа, которая работает над композицией, хотим сказать, что нельзя забывать ужаса войны. Надо помнить, какой ценой нам досталась эта победа, сколько миллионов людей отдали за это свои жизни.
В связке с войной очень ярко вырисовывается персонаж историка Паула, который пытается бежать с Земли, бежать от людей.
Через этого героя на сцене проходит вторая, не менее важная тема — предназначения человека. Сегодня стадность — это порок современного общества. Но я глубоко убеждена, что побеждает личность. У каждого из нас есть своя судьба. Мы можем сопротивляться ей, убегать от нее, отрицать. Но в итоге мы все равно возвращаемся на свой путь. На примере Паула эта мысль прослеживается очень четко: чтобы он ни делал, как бы он ни убегал, даже в другие галактические миры, он возвращается в то место и время, где необходимо осознать реалии и принять решение. И тут встает вопрос личности. Личности в судьбе страны, мира, галактики. На войне каждый делал свое дело, каждый совершал личный подвиг. И Паул это понял: от человека зависит многое. Я уверена, что каждый из нас может быть этой личностью. Все мы, невзирая на обстоятельства, личные страхи и мнения людей, должны нести свое предназначение на этой земле. Ради жизни на земле.
В этом есть что-то кармическое. Вы верите в судьбу?
Да, я верю. И хочу показать молодежи, что пора об этом задуматься.
Целевая аудитория постановки — это молодежь?
Безусловно, молодые люди, подростки. Но мы будем рады, если вместе с ними придут на спектакль родители. Им тоже полезно посмотреть. Это рассказ о нас и для нас.
Сейчас довольно сложно затянуть молодежь в театр. Как вы это пытаетесь решать?
В том ритме, в котором сейчас живем, мы все сегодня страдаем клиповым мышлением. Но молодежь особенно. Поэтому мы стараемся визуализировать наше действие, чтобы у ребят сработала ассоциативная память. В постановке будут использованы современные технические средства, такие как маппинг, 3D-анимация, поэтому на сцене проекция обретет четвертое измерение. Я надеюсь, что такое погружение понравится молодежи. Еще мы задействуем в композиции подсказки для зрителя. К сожалению, не каждый ребенок сегодня знает, кто такой эсэсовец, оберштурмфюрер, «язык». В общем, здесь мы выполняем еще и образовательную функцию.
И последний вопрос, когда можно будет увидеть постановку?
5 мая мы играем в Канске, а 7 мая на сцене Красноярского музыкального театра. Приглашаю всех. На самом деле, это будет остро, проникновенно и искренне.
Ирина Николаева