В своем новом фильме Крис Коламбус (снявший «Один дома» и две первых части «Гарри Поттера») уморительно пародирует блокбастеры о вторжениях пришельцев. На этот раз Землю атакуют персонажи пиксельных аркад 80-х годов — инопланетяне нашли записи игр на посланном НАСА зонде и расценили их, как призыв к войне. Огромные монстры в фильме нарисованы тщательно и с любовью.
Режиссёр — Крис Коламбус
В ролях: Адам Сэндлер, Кевин Джеймс, Мишель Монахан, Питер Динклейдж, Джош Гад, Брайан Кокс
Продолжительность — 106 мин.
Кажется, 80-е входят в моду — недавно снятая короткометражка «Кунг Фьюри» шведа Дэвида Сандберга, ностальгирующая по боевикам и прикидам тех лет, стремительно набрала под 20 миллионов просмотров на YouTube. Спустя два месяца в прокат вышли «Пиксели» — по совпадению его основой послужила французская короткометражка. Здесь создатели рассчитывают собрать кассу на любви к монстрам из игровых автоматов.
Фильм напичкан отсылками к множеству картин про битвы с инопланетными гостями — от монументального «Дня независимости» до ироничного «Марс атакует!».
Этим список реверансов далеко не исчерпывается: например, удивительным образом погоня на разноцветных машинках по Нью-Йорку за огромным кровожадным «Пэкмэном» цитирует, кажется, совсем к делу не имеющую сцену из олдскульного боевика «Ограбление по-итальянски».
Все клише жанра блокбастера про войну с пришельцами режиссером последовательно доводятся до абсурда и высмеиваются: первая атака совершается на отдаленную военную базу США (во время паники солдата расщепляют на пиксели). Руководство операцией берет на себя президент (здесь — невротический рохля), который советуется с опытным военным. Вскоре пришельцы идут завоевывать города (разрушая дома с помощью тетриса).
Сначала командование рассчитывает на бравых морпехов, но спасать американскую нацию и рухнувший рейтинг главы государства призваны (конечно!) лузеры, когда-то подававшие большие надежды: настройщик техники (Адам Сэндлер), его друг-конспиролог (Джош Гад) и карлик-уголовник (Питер Динклейдж). Все они 30 лет назад были чемпионами по аркадам. И здесь история неожиданно выворачивает к теме взросления: герои вынуждены расстреливать любимых персонажей своего детства, постепенно утрачивая иллюзии и комплексы. Зато они обретают славу и уверенность в себе, потому что невероятным образом их гиковские умения начинают цениться не только на чемпионате мира по виртуальным играм, но и в реальной жизни. Есть в картине и философия, вполне уместная и поданная без излишнего морализаторства. В частности, рассуждение о вышедшем из-под контроля чудовище технологий, пожирающем своих создателей — когда «Пэкмен» чуть не убивает своего создателя, профессора Тору Иватани.
Сейчас считается, что приглашение Адама Сэндлера автоматически приближает фильм к провалу — однако по убедительности игры он уступает только витальному и харизматичному Питеру Динклейджу. Хороших шуток почти без пошлости здесь тоже достаточно — в сумме у Коламбуса получилась забавная семейная комедия с великолепно прорисованными монстрами из виртуальных игр. Культовой она станет вряд ли, но возможно, ее просмотр покажется таким же бездумным удовольствием, как игра в «Донки-Конг» или «Тетрис». Даже несмотря на ляпы (например, в аркадных играх отсутствуют чит-коды, которыми пользуется один из героев) и сомнительные сюжетные ходы.
Сергей Соколов