Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
«Государство чрезмерно защищает себя от недобросовестных подрядчиков»: история работы с госзакупками от лица красноярского бизнеса

«Государство чрезмерно защищает себя от недобросовестных подрядчиков»: история работы с госзакупками от лица красноярского бизнеса

15.10.2019
0
Валерий Удовиченко, генеральный директор группы компаний «ЭлектроКлуб»

История бизнеса

Группа компаний «ЭлектроКлуб» работает на рынке госзакупок с 2009 года. Мы занимаемся преимущественно капитальным и текущим ремонтом объектов бюджетной сферы — школ, детских садов, больниц, административных помещений. Моя дорога как предпринимателя к этой деятельности была длинная. Я начинал заниматься бизнесом еще в 1995 году, когда в принципе предпринимательство было чем-то новым. До сих пор помню номер своего первого свидетельства — 4740, то есть на весь Красноярск я был даже не 5-тысячный предприниматель. Ещё отлично помню, что волновался страшно — буквально руки дрожали, когда свидетельство получал.

Когда начал работать на себя, неуверенность в том, что справлюсь, постепенно ушла. В то время я занимался ремонтом бытовой электроники и довольно успешно, пока не случился кризис 1998 года. Из-за кризиса мой бизнес практически рухнул, я очень многое потерял и восстанавливался до 2002 года, поменяв сферу деятельности — стал заниматься электро-монтажными работами. В 2005 году я зашел на субподряд к крупному генподрядчику, который ремонтировал помещения красноярских банков. Для меня это был новый большой опыт, сметы стали уже серьезнее, прибыль позволила приобрести собственное офисное помещение, компания стала стремительно развиваться. В 2008 году новое испытание — снова грянул кризис. В то же время я впервые самостоятельно принял участие в государственном тендере, это меня финансово поддержало и помогло сохранить компанию «на плаву». С тех пор я стал работать как генподрядчик исключительно в сфере госзакупок в рамках федеральных законов № 94-ФЗ,№ 44-ФЗ и № 223-ФЗ.

Работа не в Красноярске

Мы в основном работаем в районах края, часто в сельской местности и удаленных северных территориях. На объекты в Красноярске мы не заходим по нескольким причинам. Во-первых, надбавка на смету в районах выше, соответственно, рентабельность тоже выше. Второй момент — конкуренция. В Красноярске на объект могут заявиться до 50 участников, и при таком количестве желающих цена контракта неизбежно падает. Мы же при рентабельности ниже 20% не заходим на объект — это зона риска. В случае роста цен на материалы, дополнительных расходах на транспортировку и прочее можно запросто уйти в минус. Зачастую подрядчики, желая получить заказ, пренебрегают пределами рентабельности. Отсюда и плохое качество работ, и угрозы срыва сроков исполнения контракта.

Всё это сподвигло нас расширить географию своей деятельности и начать работать в районах края. За годы мы адаптировались даже к суровому северу: знаем логистику, понимаем, какие могут быть непредвиденные расходы, какое удорожание дает работа в зимний период.

Финансовый вопрос

Мы проводим работы комплексно, делаем всё, начиная от фундамента и до кровли. В среднем ремонт, например, школы занимает 4 месяца и обходится бюджету в 25-30 млн рублей. В этом году мы вышли по общему объему работ на сумму более 100 млн рублей, и это рекорд за последние 4-5 лет. После кризиса 2014 года мы не превышали порога в 50 млн рублей, не получалось заключить достаточное количество контрактов, мы едва сводили концы с концами. Возможно, нынешний рост связан с началом реализации нацпроектов, которые охватывают сферы и медицины, и образования.

В то же время, чтобы заключать больше контрактов, нужно иметь запас собственных средств, так как работы оплачиваются по факту выполнения. В тех случаях, когда своих денег не хватает, но объект прибыльный, и мы понимаем, что его нужно брать, выручает кредитование. Первое время мы кредитовались только в банках под высокий процент. Из-за невыгодных для нас условий я стал изучать другие варианты и узнал про Агентство развития бизнеса, где можно получить деньги по низкой ставке в рамках госпрограмм поддержки предпринимательства.

Агентство развития бизнеса
Адрес: Красноярск, пр. Свободный, 75
Тел.: +7 (391)265-44-32
E-mail:
info@agpb24.ru
Сайт: agpb24.ru

Объем работ, который мы взяли в этом году, превысил наш собственный бюджет примерно в 5 раз, и в основном это объекты с продолжительным сроком исполнения. Когда сроки короткие, работать проще — можно справиться собственными средствами, потому что происходит постоянный оборот денег. Длинные сроки, особенно если речь идет о работе на удаленных территориях, — это гораздо сложнее. Транспортировка грузов на север возможна в короткий навигационный период, а значит нужно покупать все материалы сразу, и оборотных средств не хватит при всём желании. Поэтому низкая процентная ставка, которую предлагает Агентство развития бизнеса, — для нас подарок. В АРБ мы уже больше 5 лет оформляем займы на хороших условиях.

Принципы в работе

Я принципиально не работаю в качестве субподрядчика с застройщиками жилья, потому что расчет за выполненные работы идет квадратными метрами, расценки занижены. Ну, и знаю очень много случаев, когда из-за непорядочного отношения строительных компаний субподрядчики оставались без денег, а дольщики и без квартир, и без денег. Работа с коммерческими заказами — это тоже риск. В моей практике больше пяти эпизодов, когда от недобросовестных коммерсантов даже через суд сложно добиться денег: решение вынесено, а что толку, если у компании уставной капитал составляет 10 тысяч рублей, а всё имущество — арендованное.

Работа с государственным заказчиком, при исполнении всех условий контракта, всегда заканчивается выплатой денег. Даже если по каким-то причинам бюджет просел, и деньги не платятся, через суд мы всё равно получим свою часть со всеми издержками и пени. Хотя и в части госзаказов мы не за всё беремся. Перестали работать по 615-ПП — выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.

В прошлом году заключили контракт по замене электрооборудования в двух жилых домах, и вроде даже прибыль была хорошая — с одного объекта на 1 800 000 рублей заработали 500 тысяч. Но работы завершили за два месяца при контрактных сроках 90 дней и долго закрывались по документам. В итоге бюрократическая система поглотила рентабельность: прибыль предприятия выпала из оборота на два месяца. Заказчику наша работа понравилась, нас неоднократно приглашали, но мы пока не готовы так работать.

Про ужесточение закона

Государство, постоянно ужесточая законодательство в сфере госзакупок, стремится максимально обезопасить себя от рисков и недобросовестных поставщиков. Как подрядчик с 10-летним опытом, я многие моменты поддерживаю, понимая, что конкуренты, которые только пришли на рынок, и нечестные игроки устранятся. В то же время некоторые меры кажутся мне чрезмерными.

Раньше, когда исполнение заказов для государственных нужд регламентировал 94-ФЗ, существовало авансирование работ в размере до 30%. Со временем участились случаи, когда подрядчики просто стали пропадать с полученными деньгами. В итоге в закон внесли поправки, и заказчик перестал платить аванс. Точно так же недобросовестное выполнение обязательств по контрактам и плохое качество работ в результате привели к обеспечению контракта денежными средствами со стороны подрядчика путем перечисления их на расчетный счет заказчика либо банковской гарантией. При заключении контрактов на сумму более 3 млн рублей подрядчик должен быть членом саморегулируемой организации (СРО). Для этого нужно внести деньги в компенсационный фонд, платить ежемесячные взносы, иметь специалистов, занесенных в общероссийский реестр.

С 1 июля 2019 года вступили в силу изменения в 44-ФЗ, которые касаются гарантийных обязательств, в частности их обеспечения в денежном эквиваленте или банковской гарантией в размере до 10% стоимости контракта. Это условие действует до окончания гарантийного срока, что значительно снижает рентабельность. Если при заходе на объект рентабельность всего 10%, то получается, что абсолютно вся прибыль исполнителя оказывается заморожена минимум на два года, а есть заказчики, которые устанавливают срок гарантии в пять лет. В итоге: для участия в госзакупках необходимо иметь деньги для обеспечения заявки, которые в определенных случаях заказчик не возвращает.

В целом, в случае победы, ты должен обеспечить контракт, обеспечить гарантийные обязательства и выполнить все работы за собственные средства. Это, на мой взгляд, уже абсурдная ситуация, которая приведёт к тому, что часть подрядчиков государство потеряет, а новым зайти будет очень трудно.

Закон сейчас дает возможность уверенно работать предприятиям, которые уже давно в этой сфере и зарекомендовали себя. Но раз идет такой тщательный отбор подрядчиков, плюс государство страхует себя целым рядом денежных обеспечений, то пусть вернется хотя бы практика авансирования. Но об этом речи не идет. Одновременно с этим с 1 июля 2019 года вступило в силу Постановление Правительства РФ № 99, устанавливающее дополнительные требования к участникам закупок и повышающее требования к опыту работы. К тому же растут штрафные санкции за нарушение условий контракта, причем для исполнителя они гораздо жестче, чем для заказчика.

Материалы по теме

Всё же перспектива у такого бизнеса есть, особенно для честных и добросовестных подрядчиков. Лично мы приспосабливаемся ко всем нововведениям и готовимся к заключению контрактов на следующий год. Новичкам, желающим попробовать себя в госзакупках, в сегодняшних реалиях необходима серьезная подготовка, наличие опыта работы вне государственной сферы, капитал в несколько миллионов рублей, хорошее знание федеральных законов, наличие в штате подготовленных специалистов и, конечно, профессиональная юридическая поддержка. В противном случае можно потерять репутацию и серьезные деньги. Начинать же надо с небольших контрактов на сумму до 3 миллионов рублей. А вообще формула успеха в любом деле проста: нужно любить то, чем занимаешься, досконально изучать тему и честно выполнять свою работу. Дорогу осилит идущий.

Кристина Иванова специально для интернет-газеты Newslab,
фото Алины Ковригиной; предоставлены героем материала 

Рекомендуем почитать