Как все начиналось
Я и еще два человека из команды попали в кёрлинг случайно. Мы из Иркутской области, занимались лыжными гонками с тренером. В 2015 году появилась возможность съездить в Сочи на олимпийские объекты: чтобы они не пустовали, туда набирали детей, мы попали в федеральную программу и стали первооткрывателями кёрлинга в своем регионе. Потом второй раз попали в эту же программу, выиграли соревнования, и нас начали возить по сборам.
Сейчас у нас в сборной трое бывших лыжников, которые занимаются с самого основания команды. Благодаря тому, что начинали вместе, максимально сыграны. Четвертый человек добавился полтора года назад, а потом взяли пятого, запасного, он из Новосибирска. С ним мы играли много раз, находимся в достаточно хороших отношениях.
«У каждого игрока — свои обязанности»
Сложность игры в кёрлинг заключается в том, что надо быть максимально сконцентрированным, быстрее соперников адаптироваться и «прочитать» лёд — он бывает разного качества.
У каждого игрока в команде есть свои обязанности. Здесь все строго распределено и систематизировано. Я как скип отвечаю за тактику, стою в доме и, грубо говоря, командую. Думаю, куда поставить камень, как соперник на это отреагирует, что нужно сделать в энде (периоде матча), как выиграть игру, а потом рассказываю план на энд другим игрокам.
Безусловно, есть и другие задачи. На поле есть линия ти-лайна (поперечно пересекающая центр дома). Когда камень пересекает эту линию, можно свиповать (натирать щеткой) вражеские камни, чтобы они выходили. Можно помогать ребятам из своей команды свиповать наш камень, если плохо идет.
Подбадриванием команды у нас занимается второй номер. Но мы всегда друг другу проговариваем, что надо собраться и настроиться на игру.
«Отдыхаем так: просто лежим и сохраняем энергию»
Я скажу, что личной жизни у нас сейчас вообще нет. Мы полностью погружены в подготовку. У нас строгий график, в том числе — тренировочный, все по секундам расписано. Последние пару месяцев мы даже об учебе не думали, потому что мысли были только о первенстве мира. В предсоревновательный период мы жили примерно по такому графику:
- в 8:00 — подъем, душ, сборы на тренировку.
- в 9:10 — завтрак.
- после этого — двухчасовая тренировка. Мы обычно тренируемся дольше, а если впереди игра — можем на льду провести по 3-3,5 часа: игры длинные, мы их проецируем, «репетируем».
- обед в 12:30.
- после этого идем домой, спим, отдыхаем.
- вторая тренировка у нас начинается в 16-17:00, тоже идет два часа.
- после этого — ужин и свободное время.
Еще у нас есть теоретические занятия: смотрим и разбираем игры, проговариваем, как и что мы делали на тренировке, у кого какие есть технические ошибки.
В свободное время мы особо никуда не ходим, даже в кино. Отдыхаем физически: просто лежим и разговариваем друг с другом. Сохраняем свою энергию: такой отдых для нас намного важнее. Мы знаем, к чему идем, и поэтому готовы забыть на некоторое время о радостях жизни.
Мы приехали в Красноярск 13 февраля, у нас был свободный день, но по городу не погуляли — для нас это уже финишная прямая, мы настраивались на игры.
Про акклиматизацию
Перед приездом в Красноярск мы долгое время были в Сочи и Москве, предсоревновательный период провели в Новосибирске, где проходили адаптацию. Было очень тяжело с акклиматизацией, некоторые ребята болели. У меня тоже были небольшие проблемы со здоровьем, но ничего серьезного.
Безусловно, это сказывается на подготовке, ведь когда болеешь — не ходишь на тренировки. Но в такие моменты команда еще больше сплачивается: мы видим, что у кого-то возникла проблема, переживаем, не забиваем, а помогаем ее решить, кто чем может.
В Красноярске мы были уже много раз. Здесь проходил Кубок России среди женских команд, у нас были здесь сборы, проходил чемпионат Сибирского федерального округа. У меня в Красноярске живет брат. Я был в зоопарке и на «Столбах».
О настрое перед соревнованиями
Мы полгода назад не представляли вообще, что может так получиться. Но шли к этому намеренно, и последние месяцы работали только на первенство. Когда мы только занялись кёрлингом, то начинали с небольших соревнований, а сейчас участвуем в первенствах и Кубках России, в международных соревнованиях.
Сейчас чувствуем ответственность. Вообще у нас настрой боевой. Мы долго к этому шли и должны себя показать. Я думаю, у нас всё получится. Страха и волнения нет: нечего бояться. Первенство мира — престижное соревнование, да. Но я уверен, что мы готовы технически не хуже других, если не лучше, потому что провели очень серьезную подготовку, на которую потратили много времени.
Об оценке соперников
Считаю, что у нас достаточно сильные соперники, но я бы не стал кого-то выделять, это все-таки юниорское первенство. Соперники, по моему мнению, все примерно одинакового уровня.
Мы наблюдали за соперниками, с некоторыми даже играли. В Москве на предыдущих соревнованиях встретились на льду со сборной Германии. Я увидел, что у них хуже получается, а что лучше. Ошибки могут быть везде. Это кёрлинг.
В первенстве участвуют 10 команд, играем в круг, потом лучшие команды выходят и сражаются друг с другом.
«Ритуал у каждого свой: кто-то молится щётке»
Ритуал и «фишки» у каждого свои. Порой, глупые, но главное, чтобы человек верил в это. Я какое-то время если кидал «постановку», то концентрировался перед броском, говорил себе: «Это всего лишь поставить в дом, ничего сложного здесь нет». Успокаивал себя таким образом.
Кто-то пишет на бумажке цифру — свою счастливую — и кладет ее себе в носок. Кто-то щетке молится. Это я о себе в третьем лице говорю (улыбается). Было такое, когда мы начинали, — иногда помогало. Еще помогает сильно, когда смотришь за действиями соперника, видишь технические ошибки и успокаиваешь себя, что сейчас их камень пойдет немного не туда.
Сейчас перед каждой ответственной игрой я принимаю холодный душ — этой мой ритуал. Помогает и физически, и морально. В команде тоже есть свой ритуал. Мы даём «пять» друг другу после каждого энда, после каждого броска, с тренером тоже так.
Совет начинающим кёрлингистам
Надо попасть в правильные руки, к хорошему тренеру, который понимает в этом виде спорта, сам играл и чего-то добился. Необходимы условия, чтобы вырасти в хорошего спортсмена. Не везде у нас они, к сожалению, есть. Хорошие школы, на мой взгляд, в Санкт-Петербурге, Москве, Иркутске, Новосибирске и Красноярске.
Беседовала Влада Калиниченко специально для интернет-газеты Newslab