Я не знакома с метрополитеном в других российских городах (несколько минут в питерском и екатеринбургском метро не в счет). Но рискну предположить, что отличительная московская привычка (по крайней мере, частый повод для шуток над жителями столицы) — это привычка читать в метро. Причем стоя, не держась за поручни и не отрывая глаз от книги ни при каких обстоятельствах. Это явление настолько распространено, что, видимо, ритм жизни и необходимость совершать длительные ежедневные переезды, не оставляют тянущимся к прекрасному москвичам иного выбора.
Говорят, по кольцевой линии даже ходит особенный поезд «Читающая Москва», украшенный цитатами из литературных произведений. Мне, к сожалению, такой не попадался. Но и без него мне очень интересно наблюдать за метро-читателями. И вот какие выводы я попыталась сделать, основываясь исключительно на собственных наблюдениях.
Если давка в вагоне не достигает критического уровня, чтением увлечены от трети до половины его пассажиров. Читателей полноценных книг и людей, погрузившихся в периодические издания — газеты, сканворды, глянец, в метро, на мой взгляд, примерно одинаковое количество. Чуть меньше народу пользуются электронными носителями, всевозможными гаджетами. Меньше, но все же весьма много!
Из газет наиболее популярны всем известные «МК», «КП» и «АиФ», бесплатная газета «Метро», которая распространяется на станциях. Из журналов — толстые дамские журналы, вроде Cosmo, и автомобильные издания. Среди книг же уверенно торжествует массовая литература — карманные книжки в мягкой обложке (обложка порой стыдливо прячется от посторонних глаз).
Это женские романы, единственный запомнившийся мне автор которых — Юлия Шилова (наверное, потому, что в моем вузе ее упоминали как типичную представительницу). Это серия «Иронический детектив», чье черно-желтое оформление говорит о содержании книги гораздо больше, чем имя ее автора. Это, наконец, разнообразное фэнтези и всевозможная фантастика. Сергей Лукьяненко, например. Постапокалиптические сочинения о метро Дмитрия Глуховского тоже много читают.
Еще один востребованный издательский продукт — учебники, пособия, методички. Студенческие, школьные, для дополнительного образования. Кроме того, оказалось, что в метро множество будущих миллионеров: одно из распространеннейших явлений — чтиво под стук колес под заголовком «Основы предпринимательства» и «Управление бизнесом».
Классическую литературу тоже можно встретить, но реже. Прежде всего — в руках интеллигентных пожилых женщин и молодых девушек. Я видела карманное, точнее, совсем крохотное подарочное издание Пушкина, фантастического классика Рея Бредбери, претендующего на место среди классиков и любимого мной Орхана Памука. И еще несколько книг, разобрать названия которых мне не позволила моя миопия, но которые были очень похожи на качественные (преимущественно старые) издания уважаемых произведений.
Но метро для москвича не только читальный зал, но и книжный магазин. Если маршрут не особенно шумный, в вагоны заходят торговцы всем-чем-угодно-за-сто-рублей. Среди их товаров особенно популярна книжица — справочник автомобилиста. В ней можно найти и правовые основы общения с ГИБДД, и экзаменационные билеты, и самые новые правила дорожного движения, и даже вложенный диск с интерактивными программами, которые обучают вождению по Москве, а также экстремальному вождению. В иных случаях в метро можно за восемь рублей купить даже женский журнал.
О новинках книгоиздания вы тоже можете узнать прямо в метрополитене, не выходя на поверхность: вагоны зачастую обклеены рекламными анонсами. Правда, ассортимент книжных новинок представлен довольно однобоко: рекламируются здесь в основном «супербестселлеры» вроде «Последнего оракула» Джеймса Роллинса и подобных им.
Московское метро вообще весьма литературоцентрично. Тут и Пушкинская станция, и Чеховская, где в переходе стоит памятник Максиму Горькому, и Тургеневская, и Маяковская, а еще Бунинская аллея... Ну, и Библиотека имени Ленина, конечно. О библиотеке этой, настоящей, не на колесах, хочу рассказать отдельно. Но расскажу в другой раз, пожалуй, чтобы не быть слишком утомительной.
А чтобы хоть как-то связать прилагающиеся фотографии с текстом, добавлю, что Тверская-Ямская улица в советские годы была частью улицы Горького, а Первая Брестская пересекается с улицей Ярослава Гашека и на ней расположено издательство медицинской литературы.
Елена Шлома