Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Каков он, идеальный врач?

Каков он, идеальный врач?

18.01.2010
12

Ругать медицину и врачей сегодня практически «модно». А задумывались ли вы когда-нибудь, каким должен быть идеальный врач? Какими качествами он должен обладать, в какой манере общаться с пациентом?

Деонтология изучает принципы врачебного поведения с точки зрения этики и морали. Студенты-медики проходят её на первом курсе. В разных культурах и обществах отношения между врачом и пациентом складываются и понимаются иначе. Американский биоэтик Роберт Витч выделяет четыре современные модели: инженерную, пастырскую (патерналистскую), коллегиальную и контрактную.

Инженерная модель

Пациент воспринимается врачом как безличный механизм. Задача врача — исправление отклонений в неисправном физиологическом механизме. Методы диагностики, которые использует врач, биохимические, биофизические, рентгенологические и другие. Основным недостатком этого типа отношений является технократический подход к пациенту, который противоречит принципу уважения прав и достоинства личности.

Пациент не участвует в обсуждении процесса лечения. В современной медицине врач действительно зачастую взаимодействует с пациентом как узкий специалист и выполняет чисто технические функции. Некоторые врачи сознательно выбирают себе такую модель общения по принципу: меньше взаимодействия — меньше эмоций, это, по их мнению, снижает вероятность врачебной ошибки.

Патерналистская модель

Патерналистская модель

Второй тип отношений между врачом и пациентом — патерналистский. Здесь межличностные отношения подобны отношениям священника и прихожанина или отца и ребёнка, наставника и подопечного. Принципы отношения к пациенту — любовь, милосердие, забота, благодеяние и справедливость. Они были отражены в клятве Гиппократа. Патерналистская модель господствовала в христианской европейской культуре на протяжении многих столетий.

В современной медицине такая модель остается наиболее предпочтительной и самой распространённой — старшее поколение врачей нашей страны предпочитает именно ее. Патернализм наиболее приемлем в педиатрии, психиатрии, гериатрии. Недостатки модели в том, что взаимоотношения могут перерасти в отношения типа " начальник — подчинённый" и пациент, интересующийся всеми подробностями своего лечения, может ощущать дискомфорт от постоянного ощущения навязывания врачебной позиции.

Коллегиальная модель

Коллегиальная модельСледующий тип взаимоотношений — коллегиальный. Здесь господствует принцип равноправия. Врач сообщает правдивую информацию о диагнозе, методах лечения, возможных осложнениях и последствиях заболевания. Пациент участвует в обсуждении этой информации. Здесь реализуется право пациента на свободу выбора. Такая гармония в отношениях между врачом и пациентом скорее исключение из правила. На процесс лечения негативно могут влиять некомпетентность или особенности психики пациента.

Эффективность коллегиальной модели проявляется особенно хорошо при хронических заболеваниях, где большую роль в успехе лечения играет участие пациента в контроле за своим состоянием.

Контрактная модель

Взаимодействия врача и пациента осуществляются на принципах общественного договора. Пациенты заключают договор на медицинское обслуживание с лечебным учреждением или через страховую компанию. Каждая сторона в таком договоре несёт свои обязательства, и каждая достигает своей выгоды. В рамках такой модели пациент превращается в «клиента», а врач — в поставщика услуг. Такая модель сегодня характерна для западных стран, в частности, для США, где особенности страховой системы определяют высокие запросы пациента.

Кстати, сегодня и наши врачи переходят к такому стилю общения. Процент судебных дел с пациентами неуклонно растет, а, значит, мышление врачей перестраивается: лечение больных воспринимается как оказание платной услуги, которое, в случае неудовлетворения «клиента» станет поводом для судебного разбирательства.

Что выбираете Вы?

Современная медицинаНесомненно, проблемы современной медицины не ограничиваются врачебным поведением: многие из них проистекают из нерациональной политики «сверху» и устаревших подходах к лечению, недостаточного финансирования и уже сформировавшегося предубеждения против лечения в отечественных больницах.

Многие из этих факторов, в свою очередь, определяют поведение современных врачей: невозможно осуществление полноценного осмотра на приеме в поликлиниках, когда на одного пациента выделяется около 15 минут; в ситуации, когда в больнице отсутствует необходимый медикамент для лечения, врачи сегодня все реже предлагают родственникам приобрести лекарство за свой счет — это чревато судебным разбирательством...

Врачи частных клиник внушают больше доверия — но из-за того, что они вынуждены работать как раз в рамках контрактной модели, пациенты часто подозревают из в необоснованном назначении дополнительных методов обследования, излишнем «вытягивании денег»...

Таким образом, сегодня идеальный врач — едва ли не мифологический образ, встреча с которым в реальности — редкая удача для небольшого числа пациентов. Пути решения этой проблемы — лежат на поверхности, однако пока не ясно, как скоро они воплотятся в жизнь.

Интересные материалы о взаимоотношениях врача и пациента — И.А. Тогунова и С.В. Шпилиной.

Ольга Дарсавелидзе

Рекомендуем почитать