В Перми прошла первая книжная ярмарка. И я там был.
Идея проведения ярмарки принадлежит трем молодым пермякам - Ивану Колпакову, Денису Корнеевскому и Михаилу Мальцеву. Первый является редактором известного пермского интернет-журнала «Соль», Денис и Михаил - основатели первого (и единственного пока в миллионной Перми) независимого книжного магазина «Пиотровский». Запомните еще две фамилии: Борис Куприянов и Николай Новичков. Куприянов, культовый книготорговец, основатель магазина «Фаланстер» и вообще легендарная личность для отечественного книжного бизнеса, убедил директоров московских независимых издательств приехать в Пермь, Новичков (министр культуры Пермского края) включил книжную ярмарку в программу проходящего сейчас фестиваля «Белые ночи в Перми», дал денег, помог с площадкой. Всем спасибо, все получилось лучше даже, чем ожидалось, хотя организаторы, молодые перфекционисты, остались несколько недовольны, я заметил. Мол, не все получилось так, как хотелось. Ну, были некоторые накладки. Например, писатель Сорокин был заявлен в программе, но не приехал. Обещал, но не приехал. Впрочем, он и в Красноярск на книжную ярмарку тоже обещал приехать и не приезжал. Два раза уже. Так что неприезжающий Сорокин, которого обещают привезти организаторы книжной ярмарки - это теперь такая добрая традиция. Талисман.
Я опишу пока самые общие впечатления от происходящего, поскольку планирую вскоре подробнее рассказать о том, кого видел и с кем общался. Впечатление первое: Пермь, как известно, сейчас борется за звание культурной столицы России. Борьба идет днем и ночью. Это заметно. Выходишь из гостиницы - непременно наткнешься на какую-нибудь инсталляцию, провокацию, арт-программу, афишу, группу танцоров, музыканта - культура насаждается в Перми так плотно, что даже пролетающие время от времени над городом перехватчики Су-27 начинаешь воспринимать как очередной арт-проект. В этом смысле Пермская книжная ярмарка выглядела скромно, достойно и, как говорится, не вызывающе. Несколько павильонов на площади возле библиотеки имени Горького, в самой библиотеке - круглые столы, презентации книг, встречи с читателями. Никакой толкотни, лозунгов, целеустремленно марширующих куда-то одухотворенных граждан, - все только по делу, все только про книжки и ни слова про культурную революцию. Книги лежат на прилавках (по ценам издательств и в этом, собственно, главная приманка ярмарки, поскольку цены в пермских книжных такие же, как в книжных красноярских - безбожные), люди выбирают и покупают книги, желающие - посещают мероприятия. То есть на фоне непрерывного шума, бури и натиска культурной революции под названием «превратим Пермь в главный город Европы» книжная ярмарка выглядит корректно, чинно и обстоятельно. Никакого тотального притопывающего и прихлопывающего на каждом перекрестке культуртрегерства, которое меня за два дня пребывания в Перми, признаюсь, даже стало раздражать.
Впечатление второе: магазин «Пиотровский». Я восхищен им еще больше, чем Пермской ярмаркой. Потому что представьте себе ситуацию: несколько молодых людей, которым надоело возить умные книжки из Москвы, решили сделать магазин, где эти умные книжки можно купить. Слова «умные книжки» в данном случае означает литературу, которую красноярцы, например, могут увидеть раз в год на КРЯККе - книги издательств «НЛО», «Текст», «Ад Маргинем», «БСГ-пресс», «Амфора», «Время» и еще десятка. Не ширпотреб, а книжный артхаус. Скажем, представьте прилавок, на котором новое издание «Надзирать и наказывать» Мишеля Фуко, книга писем Ницше, аннотированный альбом рисунков Бердслея, монументальная биография Юрия Гагарина, стихи Лимонова, кулинарная энциклопедия 18 века Гримо, биография группы Led Zeppelin, дневники Керенского, новые книги Прилепина, Сорокина, Бенигсена, Рыбаковой, сборник стихов Андрея Родионова (кстати, он тоже был гостем Пермской ярмарки).. ну, вы поняли. Речь идет о книгах, которые издаются малым тиражом - для знатоков, для ценителей, в широком смысле - для тех, кого не устраивает ассортимент действующих книжных магазинов. Я перечислил книги, которые в красноярских магазинах днем с огнем, а в Перми можно найти и в «Пиотровском», и - в течение двух июньских дней - на книжной ярмарке. Я позавидовал пермякам: в Красноярске своего «Пиотровского», несмотря на пятилетнюю историю КРЯКК, до сих пор так и не появилось.
И третье впечатление - это просто мнение очевидца, покупателя, книгочея и гостя. Мне все понравилось. Возможно, в программе следовало поставить поменьше круглых столов и побольше встреч с читателями и презентаций новых книг, но это на мой вкус, и тут я организаторам советовать не возьмусь. Возможно, в следующий раз и книжки продавать, и с писателями встречаться лучше на улице, на площади возле библиотеки (там лежит памятник надкусанному яблоку, которое пермяки почему-то называют «кадыровским).
В общем, как говорится, есть над чем работать. Пермская ярмарка, как и КРЯКК, сделала акцент на контакте читателя и издателя - то есть тех людей, которые не могут жить друг без друга, но в обычной жизни между ними стоит книготорговец с его сумасшедшими наценками. Ярмарка - это возможность прийти к павильону своего любимого издательства и узнать, что у них вышло, что готовится, поговорить с человеком, который в какой-то степени формирует твой круг чтения... И просто поговорить - с другими такими же книгочеями. Хорошее дело.
И хорошо, что у пермяков это дело получилось. С чем их и от всей души. Теперь на книжной карте России мерцает еще одна точка - город, в котором проводятся книжные ярмарки. Раньше за Уралом такая точка была только одна, Красноярск. Теперь - еще и Пермь. Значит, мы не одни во Вселенной.
Владислав Толстов