У всеми любимой скандинавской писательницы Туве Янсон есть повесть под названием «Филифьонька в ожидании катастрофы», которая замечательно перекликается с русской народной мудростью о том, что все хорошее когда-либо подходит к концу. Деятельность Фонда Михаила Прохорова в нашем крае всегда была сродни сказочной — визиты знаменитых театральных коллективов, огромная книжная ярмарка, школа культурной журналистики, щедрые грантовые инвестиции и так далее, и все почему-то для далеких сибиряков, которых даже либеральная пресса часто путает с жителями теплого Краснодара. Но вот появилось известие, что головной офис фонда переезжает в Москву, эфир заполонили слухи о кадровых перестановках, об ограничении или сокращении ряда крупных проектов; словом, на горизонте замаячила та самая великолепная Катастрофа, которая призвана разметать все старое и продемонстрировать подлинное положение дел в регионе.
Слухи накануне выборов — вещь вредная, оттого на прошлопятничной пресс-конференции фонда фраза «Красноярский край — приоритетный» прозвучала неисчислимое количество раз; сначала я рисовал палочки в блокноте, но потом это занятие стало казаться мне бессмысленным: подождем — увидим. Как бы то ни было, но нынешние «Норильские сезоны» — последние в своем роде. Организаторы решили сложить из нескольких своих проектов хитрую фестивальную матрешку: отныне на смену местным сезонам придет «Театральный синдром», фестиваль центральных регионов России, отголоски которого в какой-то форме будут докатываться и до нас. В теории это напоминает ликвидацию одного многолетнего бренда и расширение другого, на практике же чревато утратой оригинального мероприятия в обмен на несколько разрозненных событий.
Первым спектаклем последнего фестиваля стала «История одного ребенка и одного пингвиненка» в исполнении артистов итальянского Teatro Telaio — постановка изящная и трогательная. Рыжий бородач в шапочке с помпоном — самый, если вдуматься, обычный ребенок, обнаружил дома милейшего, но молчаливого маленького пингвина, которого отважно берется возвратить на Южный полюс. Весь спектакль выстроен на повторах — фраз, действий, ситуаций, даже старая французская песенка, сопровождающая отважных путешественников в бурном море; минимум действий — максимум простых и ясных смыслов.
С «Огнивом», семейным мюзиклом Театриума на Серпуховке под руководством Терезы Дуровой, произошла досадная история — второй, понедельничный, спектакль перепрыгнул с вечера на утро, в результате чего не сумевшие вовремя сориентироваться зрители все действо пропустили (справедливости ради отмечу, что в цветном буклете фестиваля уже стояло правильное время). Постановка, к слову, обладала одним несомненным достоинством — умопомрачительной сценографической красотой — но только одним. Сказка, вопреки написанному в анонсе, стало несколько злее, некоторые сцены обрели дух отвязного боевика с откровенным рукоприкладством. Что же касается музыкальной составляющей, то, кажется, все песни были посвящены денежной теме и только ей; об этом ли писал Андерсен?
На горизонте — испанский спектакль «Андре и Дорин», который, говорят, очень хвалили в европейской части России. Его дважды (11 и 12 июня) покажут в Красноярске, и еще по разу в Ачинске (14 июня) и Железногорске (16 июня).