Главная
>
Новости
>
«МегаФон» и «Лаборатория Касперского» рассказали о самых популярных «приманках» мошенников для офисных сотрудников

«МегаФон» и «Лаборатория Касперского» рассказали о самых популярных «приманках» мошенников для офисных сотрудников

13 ноября 16:40
0

В организациях, которые регулярно проводят обучение по информационной безопасности, сотрудники лучше распознают цифровые угрозы и в шесть раз реже открывают потенциально опасные письма. К такому выводу пришли специалисты «МегаФона» и «Лаборатории Касперского» по итогам совместного анализа тренировочных фишинговых рассылок*.

В рамках анализа эксперты зафиксировали, что в тренировочных сообщениях 40 % работников переходят по подозрительным ссылкам. При этом каждый четвертый (10 % от общего числа) вводит конфиденциальные данные на специально созданной тестовой странице. Еще 9 % открывают вложения, которые в реальных кибератаках могут оказаться вредоносными. При проведении одной из проверок был зафиксирован рекордный показатель компрометации данных — 38 %.

Наибольшее доверие у сотрудников вызывают письма якобы от HR-, финансового и ИТ-отделов. Например, из сообщения на тему «Расчет премий» по тренировочной ссылке перешло 66,5 % адресатов. Письмо с темой «Пароль к вашему аккаунту изменен» заинтересовало почти четверть (24 %). Также без внимания не остались уведомления о якобы «Нарушении корпоративной политики использования интернет-ресурсов»: по ссылке из сообщений с таким заголовком кликнул каждый пятый получатель.

Кроме того, по 16 % участников тестовых рассылок поверили ненастоящим письмам с темами «Ваша страховая компания отклонила ваше заявление как немедицинское» и «Расчет налоговых задолженностей за текущий календарный год».

Фото: «МегаФон»

Специалисты отмечают, что систематическое обучение сотрудников дает заметный результат. Среди прошедших обучающие программы только 7 % открывают подозрительные письма, лишь 2 % переходят по сомнительным ссылкам (в 20 раз меньше, чем среди необученной аудитории) и всего 0,2 % компрометируют данные (в 190 раз ниже максимального показателя).

«Сегодня фишинг остается главным инструментом компрометации даже самых защищенных компаний: большинство крупных резонансных атак реализуется через фишинговые схемы и компрометацию данных. Компании начинают осознавать ценность обучающих программ и регулярных тренировок — 95 % корпоративных клиентов ежегодно повторяют мероприятия. При этом спрос на такое социотехническое тестирование растёт незначительно — всего на 3,5 % в год», — отметил Демид Балашов, руководитель направления по развитию продуктов кибербезопасности «МегаФона».

«Задача обучения в области цифровой грамотности — не просто давать знания, а менять отношение сотрудников к информационной безопасности. Это длительный процесс: чтобы быть эффективным, он должен вестись на регулярной основе. К тому же программу и список необходимых тем нужно выбирать в зависимости от профиля риска работника. Необходимо проводить проверки, например в виде тестовых фишинговых рассылок. Именно такой комплексный подход даст максимальный эффект, — комментирует Марианна Нечетова, эксперт направления повышения цифровой грамотности Kaspersky Security Awareness. — При этом важно помнить, что кибератаки эволюционируют, становятся всё более сложными. Чтобы успешно противостоять им, организациям важно сочетать технические и нетехнические меры: не только использовать надёжные защитные решения, но и повышать уровень киберграмотности в коллективе. Обучение сотрудников должно быть систематическим и основываться на реальных примерах от практикующих экспертов, которые анализируют современные тактики и методы злоумышленников».

*Результаты исследования были получены на основании статистики двух решений — «МегаФон Security Awareness» и платформы по повышению киберграмотности сотрудников Kaspersky Automated Security Awareness Platform. Анализировались тренировочные фишинговые рассылки в российских компаниях, проведённые в январе — октябре 2025 года.

Реклама. ПАО «МегаФон». erid: 2Vfnxxh5fz1

Newslab теперь в МАХ. Также новости публикуются в Одноклассниках | ВК | Дзен | Telegram

Рекомендуем почитать