18 октября комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству рассмотрел и рекомендовал к принятию в первом чтении проект федерального закона "О парламентском расследовании", внесенный Владимиром Путиным, сообщает корреспондент ИА REGNUM.
Парламентское расследование направлено на выявление обстоятельств, влекущих негативные последствия для общества и государства, их устранения, а также недопущения их возникновения в дальнейшем. Среди целей - контроль деятельности Правительства и иных органов государственной власти РФ, субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления по устранению причин возникновения и последствий обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования. Поводом для организации расследования может служить, в том числе, и сообщение в СМИ, наиболее значимые и вызвавшие широкий резонанс в обществе события. Предметом расследования устанавливаются факты грубого или массового нарушения прав и свобод человека и гражданина, гарантированных российской Конституцией. Инициатива о возбуждении расследования выдвигается группой депутатов Госдумы (членов Совета Федерации) численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов (сенаторов). Также расследование может инициировать Уполномоченный по правам человека в России.
Палаты парламента на паритетных началах создают комиссию, которая получает право запрашивать и получать информацию и копии документов от органов государственной власти, организаций и учреждений, а также приглашать на свои заседания для дачи объяснений должностных лиц и граждан. Отказ в предоставлении информации, уклонение от дачи объяснений влекут административную или уголовную ответственность. Срок парламентского расследования ограничен одним годом.
По результатам комиссия готовит итоговый доклад, который должен быть утвержден обеими палатами. Отметим, что без утверждения он не может быть опубликован в СМИ и направлен в органы государственной власти, включая президента.
Председатель комитета Владимир Плигин, представляя заключение комитета и наиболее принципиальные замечания, отметил отсутствие в законопроекте норм, указывающих на конституционные основания проведения парламентского расследования и наличие нормы, в соответствии с которой факты и обстоятельства, расследуемые в порядке уголовного судопроизводства, не подлежат парламентскому расследованию. По его мнению, парламентское расследование и уголовное судопроизводство имеют разные цели, и данная норма создаст необоснованное препятствие для его проведения. Более того, парламентское расследование должно быть прекращено после того, как судом принято к производству дело, касающееся расследуемых палатами фактов, с чем также не согласен председатель комитета. Чрезмерно, по его словам, количество депутатов, инициирующих создание комиссии по расследованию: достаточно 1/5 от общего числа депутатов, считает он. Плигин полагает, что с учетом замечаний и предложений комитета законопроект может быть доработан ко второму чтению.
Независимый депутат, член комитета Сергей Попов предложил направить запрос в Конституционный Суд о толковании Конституции и возможности создания такого института как парламентское расследование. Он напомнил коллегам, как в сентябре при рассмотрении альтернативного депутатского законопроекта многие говорили о неконституционности подобного предложения. Сергей Попов заметил, что законопроект не решает проблемы парламентского расследования. "Если у Путина нет желания, чтобы оно проводилось, оно не будет. Просто Совет Федерации, который, по крайней мере, наполовину контролируется губернаторами, а значит и президентом, не примет такого решения", - подчеркнул он.
Законопроект будет вынесен на заседание палаты в первом чтении 21 октября.