Вопрос о том, может ли в России с 1 января 2010 года назначаться в качестве наказания смертная казнь, в силу неотложности и чрезвычайной значимости, будет рассмотрен 9 ноября в публичном пленарном заседании Конституционного Суда РФ.
Как сообщила пресс-служба суда, Конституционный Суд РФ принял к рассмотрению поступившее 29 октября ходатайство Верховного Суда РФ об официальном разъяснении п. 5 резолютивной части постановления Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 года № 3-П.
Судьей-докладчиком по делу назначен судья Конституционного Суда Юрий Данилов, готовивший к рассмотрению материалы, послужившие основой Постановления КС РФ от 2 февраля 1999 года № 3-П.
Представителем Верховного Суда РФ при рассмотрении ходатайства в Конституционном суде РФ выступит судья Верховного Суда РФ Владимир Давыдов.
Сейчас этот пункт указывает, что до введения в действие возможности рассмотрения дела судом с участием присяжных заседателей, наказание в виде смертной казни назначаться не может. При этом в силу федерального законодательства на территории Чеченской Республики (единственного региона Российской Федерации, где в настоящее время институт присяжных заседателей не функционирует) суд присяжных вводится в действие с 1 января 2010 года. То есть формальные препятствия для назначения смертной казни отпадают.
Однако Российская Федерация подписала протокол № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни. Данный протокол до настоящего времени Российской Федерацией не ратифицирован, однако от участия в нем она не отказалась. Кроме того, с момента вступления в силу постановления Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 года № 3-П, т. е. уже более 10 лет, на территории Российской Федерации смертная казнь не назначается и в исполнение не приводится. В соответствии с частью 2 статьи 20 Конституции России смертная казнь применяется впредь до ее отмены, то есть указывается на ее временный характер. Это породило у юристов неоднозначное мнение о возможности назначения после 1 января 2010 года смертной казни. И у судов общей юрисдикции Российской Федерации могут возникнуть сомнения относительно того, возможно ли после введения судов с участием присяжных заседателей на всей территории Российской Федерации назначение наказания в виде смертной казни. На устранение этой неопределенности направлено ходатайство Верховного Суда.