Сегодня, 27 ноября, на заседании круглого стола в Законодательном Собрании депутаты обсудили политику в области управления твердыми бытовыми отходами на территории Красноярского края. Мероприятие было организовано комитетом по природным ресурсам и экологии.
По словам законодателей, выезжая на полигоны для твердых бытовых отходов, они давно убедились, что в крае отсутствует единая концепция в сфере обращения с ТБО. В частности, все внимание сегодня сосредоточено на эксплуатации и строительстве полигонов, а звенья по сбору мусора и вывозу его на полигон отсутствуют. Но при обращении с отходами необходим замкнутый цикл: сбор мусора — сортировочная станция — перерабатывающий завод — вывоз бытовых «хвостов» на полигон — производство на основе переработанных отходов — реализация готовой продукции. Этот цикл гармонично вписался бы в экономику края, считают депутаты.
Государственная политика подразумевает государственно-частное партнерство в сфере обращения с ТБО, с оговоркой, что это будет концессионное соглашение — вовлечение бизнеса в эффективное управление госсобственностью на взаимовыгодных условиях. На основании соглашения инвестор получает право на эксплуатацию полигона.
Председатель комитета по природным ресурсам и экологии Александр Симановский сказал: «Мы сегодня прекрасно понимаем, что мусор становится товаром. Необходимо придумать схему, когда без использования краевого бюджета можно наладить порядок с твердыми бытовыми отходами. Должна существовать единая компания по всему комплексу вопросов, связанных с ТБО. Государство в данном случае выступает как администратор и оказывает поддержку в работе с муниципалитетами. Задача правительства края — создать в этой отрасли благоприятный инвестиционный климат. Мы приняли закон о льготном выкупе земли для инвесторов, которые вкладываются и строят. Принят закон о льготах по налогам на прибыль и имущество на момент строительства. Мы готовы помогать тем инвесторам, которые будут вкладывать деньги и заниматься мусором комплексно. Думаю, у этого проекта есть перспективы».
По количеству отходов в год край входит в десятку субъектов — крупнейших производителей отходов. При этом в крае практически полностью отсутствуют предприятия по сортировке и переработке.
«Последние три года мы выделяли деньги на контейнеры, на видеокамеры для наблюдения, на полигоны и за эти три года поняли, что таким образом не решим проблему с бытовыми отходами, — сказал Симановский. — Поэтому правительством края, Законодательным Собранием разработана программа по обращению с отходами. Должны приходить инвесторы — собирать мусор, сортировать его, перерабатывать и хоронить на полигоне. Данная программа разработана, но есть проблемы с ее реализацией, и связаны они с позицией муниципалитетов. Тем не менее эта программа направлена на помощь органам местного самоуправления. Но мы подчеркиваем, что в рамках программы этим должны заниматься инвесторы. Убежден, что в крае они есть».
Доклад о реализации государственной политики представила министр природных ресурсов и экологии Елена Вавилова. Она напомнила, что к решению вопросов в области обращения с твердыми бытовыми отходами министерство приступило в конце 2011 года. До этого данные вопросы находились в ведении министерства ЖКХ.
В рамках регионального кадастра отходов за 3 года в крае была проведена инвентаризация всех объектов размещения отходов. Выявлено более 40 полигонов, но они не обеспечивают край минимальной потребностью в таких объектах — их расположение на территории края хаотично, большая часть построена в советское время, работает на пределе проектных мощностей и имеет неполный пакет правоустанавливающих документов. Не все они попадут в новый госреестр объектов размещения отходов. Пока на сегодня туда внесен 21 объект.
При поддержке комитета ЗС с 2014 года ведется разработка генеральных схем очистки населенных пунктов по кустовому принципу — по макрорайонам, уже готов проект данного документа. Предварительно он уже рассмотрен на Общественном совете при министерстве, научно-техническом совете; проведен ряд совещаний с органами местного самоуправления, федеральными органами и бизнеса.
При разработке данного документа упор сделан на строительство объектов межмуниципального характера. Потоки выстроены по технологическим зонам, которые включают в себя несколько муниципальных образований. Логистика выстроена с учетом экономической целесообразности транспортировки, переработки и захоронения отходов при условии сохранения действующих тарифов для населения. Твердые бытовые отходы должны быть в первую очередь переработаны, обезврежены, а потом уже экологически безопасные хвосты следует захоронить.
Предполагается, что бизнес будет получать прибыль не за счет захоронения, а за счет переработки продажи вторичного сырья. В 2015 году аналогичный документ будет разработан для Южного, Северо-Восточного, Северного, Енисейского макрорайонов. В 2016 году планируется утвердить схему размещения объектов для всего края.
Для исключения несанкционированных свалок договоры на утилизацию должны заключаться напрямую с организациями, осуществляющими сортировку, переработку и захоронение отходов. При такой системе управления, когда имеется один консолидированный собственник отходов, появляется заинтересованность в вывозе всех отходов на свой объект, максимального извлечения из мусора полезных фракций и размещения на полигоне минимального количества «хвостов».
Представители министерства отметили, что с учетом напряженной ситуации с бюджетом финансирования на все объекты не хватит. Поэтому предлагается сделать упор на развитие государственно-частного партнерства, исключить административные барьеры. Если муниципальное предприятие не готово заниматься отходами в соответствии с требованиями комплексной стратегии, то надо позволить, чтобы туда зашел бизнес и все сделал сам. Прямого бюджетного финансирования на строительство объектов не будет. Оно предполагается только в рамках частичной компенсации понесенных затрат организациям, осуществляющим обработку и переработку отходов, и, возможно, на определенный период, — и транспортным организациям, осуществляющим вывоз отходов из удаленных населенных пунктов на санкционированный объект (до тех пор, пока население не приучится оплачивать данные услуги).
Обсудив проблемные вопросы участники круглого стола рекомендовали Заксобранию принять соответствующий проект закона. Этот документ направлен на поэтапный запрет захоронения на территории края отходов потребления, не прошедших сортировку, механическую либо химическую обработку или переработку. Правительству края предложено привлечь частных инвесторов к созданию и развитию соответствующей инфраструктуры по сбору, транспортированию, размещению, использованию, обезвреживанию отходов.