Минобрнауки вводит «ЕГЭ для младшеклассников» — уже в новом учебном году типовые всероссийские проверочные работы пройдут в четвертых классах. Как передают «Известия», министерство образования и науки предлагает ввести их в форме промежуточной аттестации, но с одним условием — варианты будут едиными, на основе разработанных на федеральном уровне контрольно-измерительных материалов и методик. Напомним, сейчас в школах существует понятие «промежуточная аттестация» — это контрольные, самостоятельные работы, сочинения и т.д., количество которых, сроки проведения, содержание и методику проверки образовательные учреждения определяют самостоятельно.
В этом году апробации нового механизма подвергнутся ученики 4-х классов по трем предметам: русский язык, математика и окружающий мир. По ее итогам с 2016 года возможно распространение этой практики и на другие классы начальной школы, а с 2017 — начальной и основной школы. Как пояснила первый замминистра образования и науки Наталья Третьяк, для детей такие работы будут ежегодной проверкой знаний и дополнительной мотивацией к обучению, также они помогут в снятии психологических барьеров перед итоговой аттестацией в 9-м и 11-м классах.
«Для школы и педагогов это в первую очередь возможность помочь отстающим и повысить уровень собственной квалификации. Фактически будет создан механизм, который стимулирует детей и педагогов начинать учиться не в 9-м и 11-м классах, когда нужно сдавать ГИА и ЕГЭ, а уже с начальной школы и по всем предметам. Проводить и проверять работы будет сама школа, но так как материалы и методика единые, то по итогам проверки будет понятно, на каком реальном образовательном уровне по отношению к требованиям ФГОСа находится школа, класс и ребенок. Также будет действовать система выборочной проверки министерством таких результатов», — рассказала замминистра.
Она также пояснила, что результаты будут носить открытый характер, поэтому аномально высокие показатели, например, в отдельной школе будут отчетливо видны, а значит, у школ «не будет искушения сфальсифицировать результаты».
Некоторые эксперты придерживаются другого мнения, считая, что слишком много проверочных работ «тягостно влияют на ребят и психологической подготовки не дают», кроме того, в начальной школе важно, чтобы интерес и мотивация к учебе сохранялись не для оценки, а из-за интереса к самому процессу обучения.