Верховный суд России разъяснил порядок взыскания долгов, в частности, разрешил арест единственного жилья должников. Ужесточение меры ответственности владельцев квартир, которые несвоевременно рассчитываются за поставленные тепло и горячую воду, необходимо, считают в Красноярском филиале Сибирской теплосбытовой компании (входит в группу СГК).
Проблема высокой задолженности актуальна для Красноярского края, отмечают в Сибирской теплосбытовой компании. Так, объем просроченной дебиторской задолженности жилищных организаций за тепловую энергию перед предприятиями Красноярского филиала СГК на 1 ноября 2015 года составляет 2,437 млрд рублей, из них на долю предприятий ЖКХ и населения приходится 1,983 млн рублей. Зачастую задолженность жилищных организаций складывается по причине несвоевременной или неполной оплаты собственниками жилья потребленных коммунальных услуг. В связи с этим сегодня в Красноярске Сибирская теплосбытовая компания активно внедряет агентскую схему работы с жилищными организациями. Суть ее сводится к совместной работе жилищной и теплоснабжающей организаций по принудительному взысканию задолженности за коммунальные услуги с должников — собственников квартир.
Напомним, в «Российской газете» от 30 ноября 2015 года опубликовано постановление Пленума Верховного суда России, разъясняющего тонкости исполнительного производства. По нему, владелец единственного жилья после наложения ареста теряет право на продажу недвижимости и регистрацию новых жильцов. Более того, если дом — частная собственность и стоит на своей земле, часть участка в некоторых случаях может быть изъята и продана в счет погашения долга. Нововведение также позволяет судебным приставам в исключительных случаях арестовывать имущество, чья стоимость несоразмерна долгу. Например, арестовать дорогостоящий особняк или роскошный автомобиль, если сумма задолженности меньше их стоимости, но у должника нет других активов.
«Разъяснение порядка взыскания долгов мера необходимая и в какой-то мере долгожданная, — считает директор Красноярского филиала Сибирской теплосбытовой компании Евгений Понятин. — Теперь недобросовестный собственник жилья дважды задумается о том, платить ему за поставленные ресурсы — тепло и горячую воду — или нет, цена решения — его личная собственность, которая ранее, в силу закона, была неприкосновенна».
Опубликованное постановление поможет навести порядок и в жилищно-коммунальном хозяйстве, считает генеральный директор ГУК «Жилфонд» Наталья Жавнова: «Должники создают проблемы своим соседям, так как дому оказывается лишь минимум услуг из-за накопившихся долгов. „Жилфонд“ сейчас активизирует свою работу с должниками и у нас появился дополнительный рычаг для влияния на недобросовестных собственников».