На Козинском виадуке Красноярской магистрали установили первый из девяти новых пролетов, сообщили 15 сентября в пресс-службе КрасЖД. Старый железобетонный пролёт демонтирован и заменен на новую — металлическую пролетную конструкцию. Монтаж пролета осуществлен в «технологическое окно», общее время которого составило всего 3 часа.
Отметим, виадук протяженностью 355 метров был сдан в эксплуатацию в 1964 году в ходе строительства железнодорожной трассы Абакан — Тайшет. Тогда он стал самым высоким железнодорожным мостом в СССР — более 65 метров над землёй. В документах железнодорожников именуется Козинским — по названию протекающей неподалёку горной речки с именем «Коза». В народе его именуют «Чертов мост». В 2003 году Козинский виадук был освящен и получил свое третье имя — «Святой мост».
Спустя 50 лет с момента начала эксплуатации Козинский виадук выработал свой ресурс. С 2015 года в рамках инвестпрограммы «Комплексное развитие участка Междуреченск — Тайшет» ведется модернизация искусственного сооружения. Замена пролётных строений — уже второй этап реконструкции Козинского виадука. На первом этапе были укреплены его опоры. Специалисты провели усиление бетонных конструкций методом инъекций.
Работы по замене старого пролета виадука, прослужившего свыше 50 лет, проведены на высоте 65 метров, в горном ущелье, на самом сложном перевале Красноярской железной дороги Джебь — Щетинкино, в скалах Западного Саяна (Курагинский район Красноярского края).
В пресс-службе рассказали, что уникальная технология высотных работ включает в себя поэтапную замену пролётов Козинского виадука. Длина каждого — 34 метра, вес 260 тонн. После завершения монтажа пролёта на нем укладывается временный железнодорожный путь, который позволяет «заходить» тяжелой технике, и проводить работы по замене следующей конструкции.
Заменить все девять пролетных строений Козинского виадука красноярские железнодорожники планируют до конца октября. При модернизации виадука используются самые современные материалы и инновационные технологии. Мост оснастят системой внутреннего температурного мониторинга, которая позволит контролировать состояние металла в условиях резко континентального климата (среднесуточный перепад температур в Западных Саянах в весенний и осенний периоды достигает 20 градусов).
Новые конструкции Козинского виадука вдвое легче прежних (масса металлического пролета составляет всего 107 тонн), но имеют повышенную прочность. Их установка даст возможность пропускать грузовые поезда повышенным весом — более 7100 тонн. Сейчас предельно допустимый вес поездов на участке Джебь — Щетинкино — 6030 тонн.
Кроме того, после модернизации, Козинский виадук станет двухпутным. Это позволит в 2 раза увеличить пропускную способность участка Джебь — Щетинкино, а в дальнейшем — всего Южного хода КрасЖД от Междуреченска до Тайшета (до 49 пар поездов в сутки).
Полностью завершить реконструкцию Козинского виадука планируется в 2017 году. На реализацию инвестиционного проекта направлено порядка 1,5 миллиардов рублей.
Современные технологии, применяемые при модернизации, позволят эксплуатировать сооружение без ремонта еще более пяти десятков лет.