Арт-директор Большого фестиваля мультфильмов
Говорить об анимации с Диной Годер, известным в столице театральным критиком, а по совместительству арт-директором Большого фестиваля мультфильмов – совершенно особое удовольствие. И не только потому, что она готова разговаривать на одну из своих любимых тем часами.
В разговоре с Диной об анимации прекрасно видно, как человек находит настоящее увлечение на всю жизнь – начав с обзорных статей о профессиональном фестивале аниматоров, она понемногу втянулась и вскоре обнаружила, что уже пытается совершенно бескорыстно решать вопросы о поиске площадок для показа мультфильмов из этих закрытых программ для всех желающих. Сейчас она со смехом говорит, что работа над организацией этих показов (теперь не только в Москве) отнимает у неё едва ли не больше времени, чем основная трудовая деятельность – а ведь всё это по-прежнему делается практически на чистом энтузиазме!
Обозреватель Newslab.ru встретился с Диной Годер в гостинице, вечером после проведения пресс-конференции, посвященной Большому фестивалю мультфильмов, в перерывах между беседами с местными съемочными группами и перед отлётом в Норильск - где ей предстояло снова проходить через всё то же самое. Несмотря на легкую усталость («По моим внутренним часам пресс-конференция проходила в семь утра», сообщила она), говорила она много и с удовольствием – и об особенностях аниматорской среды, и о трудностях всей индустрии анимации, и о многом, многом другом, что мы изо всех сил постараемся вместить в одно интервью.
Дина, давайте начнём издалека. По образованию вы театровед, по специальности и по призванию – театральный критик. Откуда же тогда в вашей жизни взялась анимация? С чего всё началось?
Рассказываю. История была такая. Я работала в журнале «Итоги» заведующим разделом искусства. Мультфильмы я тогда любила, но, думаю, не больше, чем любой другой взрослый человек. И мне всегда казалось, что если что-то происходит с мультфильмами – а тогда, заметьте, происходило очень мало, дело было в конце 90-х – то это очень хорошо, и об этом надо писать. И вот я услышала, что есть такой мультфестиваль (ежегодный фестиваль мультфильмов Суздале – прим. авт.), и мне страшно хотелось, чтобы кто-нибудь об этом написал – потому что никто ничего не писал, ни одна собака.
Был у меня кинообозреватель, которого я всё время пыталась отправить туда, но он постоянно сопротивлялся, стонал, что это всё изобразительное искусство, что он ничего в этом не понимает, и вообще пусть про это пишет кто-нибудь другой. Так это всё и тянулось – я его пинала, он в ответ гундел, ничего не происходило. Но в какой-то момент он вдруг пришёл очень торжественный, и сказал: «Тут фестиваль будет, я тебя аккредитовал. Тебе хочется – ты и езжай!» Я и поехала. И мне так понравилось!
Фестиваль анимации как-то сильно отличается от привычных киношных и театральных фестивалей?
Конечно! Аниматорская среда – она совсем, совсем другая. За это, собственно, я её и люблю. Она очень смешная и страшно напоминает пионерлагерь – точнее, это просто он самый и есть. Во-первых, там нет амбиций – не так, как в киношной среде, где с этим что-то запредельное, и даже не как в театральной, где этого поменьше, но народ всё равно довольно надутый. Особенно артисты, чьи лица узнаются, и режиссеры, ну, понимаете. А здесь всё не так. Во-первых, они же все немножко рукодельники – а человек, который что-то делает своими руками, уже по определению менее надутый. Во-вторых, их лиц никто не знает, что тоже имеет значение. Потом, у них страшно сбиты амбиции тем, что у них нет постоянной функции. Сегодня ты режиссер, и у тебя там кто-то работает аниматором, а завтра ты сам аниматор в его картине. На третьем фильме ты просто художник – и эти постоянные перемены функции очень помогают.
Плюс, наверное, на них очень влияет то, что у нас анимация-то вся в основном детская. И когда люди до старых лет делают что-то детское, они сами остаются немножко детьми. И это всё вместе даёт очень милый и смешной эффект. Вот представьте – солидный фестиваль, в зале сидят именитые люди, Норштейн (Юрий Норштейн, автор мультфильмов «Ёжик в тумане», «Сказка сказок»), Назаров (Эдуард Назаров, режиссер таких мультфильмов, как «Жил-был пёс», «Путешествие муравья»), в общем, все, кто у нас есть великие, все здесь. И они все тут же выходят играть в капустнике, мажут друг другу морды, изображают чёрт знает что. Директор фестиваля обращается со сцены в зал – «ребята». Это всё абсолютно невозможно ни в какой другой среде, а у них такое постоянно.
Всё это оказалось очень увлекательным – но главное, что я начала про это писать. Вот я пишу, пишу, и тут мои друзья спрашивают – так, а посмотреть где это можно? А нигде. У меня была даже огромная статья, которая называлась «Я работаю телевизором». Это было так – я аккуратно описываю, один за другим, лучшие мультфильмы фестиваля, сюжет, что происходит на экране, с цветными картинками. И в какой-то момент это стало очень утомительно – чего я буду всё рассказывать, надо уже показывать людям, наконец!
То есть, получается, что мультфильмы были, фестиваль был, а посмотреть их никто нигде не мог?
Это же профессиональный фестиваль, они сами там и сидели. То есть, если в этот момент бросить бомбу, всё, российской анимации существовать больше не будет. Их же очень мало у нас. Это такое кустарное производство.
Непонятно вот что – если люди спрашивали о том, где посмотреть все эти фестивальные мультфильмы, у них, получается, не было никакой возможности это сделать. Как же тогда вся эта система работала? Мультфильмы делают, а они потом никак нигде не выходят? Что с ними происходит?
Это совсем другая проблема, причем проблема государственного уровня. Дело в том, что у нас вся система почти полностью построена на государственной поддержке. Всё, что снимается в анимации, делается на государственные деньги. Пишешь заявку в Министерство культуры – получаешь деньги. Всё просто. Деньги тебе дают – а дальше наше государство не интересует вообще ни-че-го. Отчётность там бывает только одного вида – фильм надо сдать. И всё. То есть, сами заявки ещё как-то разбираются – сидит специальная комиссия, говорит «Этому дадим, этому дадим, а вот этому нет, не дадим». А дальнейшего контроля никакого нет. Что, к примеру, одному и тому же человеку дают денег в шестой раз, а выходит всё хуже и хуже – на это некому посмотреть. Качество никак не проверяется, это во-первых. А во-вторых – государству вообще безразлично, что дальше будет с фильмом. Вообще.
В других странах как дела обстоят с авторским кино – а у нас анимация именно авторская? Там ты либо сам ищешь деньги, и потом распоряжаешься продуктом по своему усмотрению – продаешь куда-то, отдаешь бесплатно, как тебе нужно. Либо ты получаешь грант от государства, которое обеспечивает тебе какое-то количество показов на государственном канале – а дальше ты уже сам отталкиваешься от этого и крутишься. А у нас получается, что делать мультфильмы возможно только одним образом – на полку. Дальше уже всё будет зависеть от того, как твой продюсер будет крутиться. Может пристроить твой фильм на фестиваль, это самое простое – там его увидят несколько десятков твоих коллег. Может договориться с какой-то конторой и выпустить это на DVD, что тоже сомнительное предприятие – и так получишь за это смешные деньги, а если в этом есть хоть на три копейки интереса, так это уже завтра появится у пиратов. Вчера даже.
Безрадостно как-то. Неужели не может быть каких-то человеческих вариантов выпуска мультфильмов?
Вариантов может быть несколько, но со всеми надо ещё работать и работать. Можно делать сборную программу и запускать в прокат, либо на телевидении делать тематическую передачу – чтобы был ведущий, который говорил бы там пару слов, а остальное набивать мультиками. Но телевидение такую программу пока не особенно хочет – не очень понятно, детская программа это будет или не детская, как реклама под такое пойдёт, в общем, свои нюансы. С прокатом тоже проблематично. Сбивать программу из мультфильмов – это очень большая возня. Во-первых, правообладатели разные – у тебя пятиминутные мультфильмы, и на один показ на полтора часа надо подписать контракт с миллионом народа в разных городах. По идее, этим нужно заниматься отдельной конторе, которая будет собирать эти программы и дальше отдавать в кинотеатры. Понятно, что навар с этого будет небольшой – но я всё-таки рассчитываю, что это когда-нибудь произойдёт. Я уже раз сто писала в разных специализированных журналах, какого рода программы можно сделать, из чего их составлять, и так далее.
Проще говоря, сейчас нет никакой системы для обеспечения аниматоров стабильной, постоянной и востребованной работой?
Всё верно, системы нет вообще никакой. И я на самом деле бьюсь, чтобы её разработать. Чтобы создавались какие-то программы, которые показывались в кинотеатрах – на детских хотя бы сеансах, или на других. Чтобы был более последовательный, постоянный выпуск DVD. Но тут тоже есть свои нюансы. Приходит, скажем, человек в магазин, в отдел мультфильмов – он узнает Чебурашку, он узнает Шрека, а остальное ему непонятно, незнакомо. Ведь нашу современную анимацию и сейчас как-то издают – на порядок примерно меньше, чем западную, но всё же. И нужно, чтобы покупатели об этом знали, чтобы понимали, что тут такое, чтобы был какой-то промоушен, в печати, или ещё где-то. Должна быть какая-то постоянная основа, от которой люди могли бы отталкиваться, какой-то контекст, понятный всем. Чтобы люди могли запоминать фамилии режиссеров и сами искать другие его работы, например, или что-то похожее. Чтобы была осмысленность просмотра какая-то – потому что, вообще говоря, анимация это искусство. А для этого нужна традиция – собственно, я именно этого и пытаюсь достичь, задать традиции к просмотру.
Насколько я знаю, у вас уже есть результаты, ведь показы в Москве идут регулярно.
Ну да, раз в неделю, но у нас зал там на сто человек, это же капля в море по московским меркам. Но всё равно – люди приходят, часто, конечно, одни и те же, я многих на своих показах уже в лицо узнаю. И я всегда говорю – пусть хоть пять человек придёт, но мы всё равно будем показывать. Важно, чтобы была традиция. Чтобы люди понимали – анимация есть, и её нужно смотреть, потому что она отличная и классная.
В случае с нашим конкретным местным фестивалем – чего вы ожидаете от него? Какой должен быть результат, чтобы можно было посмотреть и сказать «Да, класс, всё получилось»?
Да какой результат – люди должны прийти. Полный зал – вот и результат.
Беседовал Сергей Мезенов
От редакции:
Большой Фестиваль Мультфильмов пройдет в Норильске (Кинокомплекс "Родина", Ленинский проспект, 7) и Красноярске (Дом Кино, проспект Мира, 88) с 21 по 30 марта 2008 года. Фестиваль проходит при поддержке Фонда Михаила Прохорова.