Нефть — одна из самых загадочных субстанций в экономике. Ну если вдуматься. Вот мне, например, еще с отрочества было
Жадные шейхи
А для начала не надо верить всему, что написано. Если верить, то картинка примерно такая, изрядно дикая: собираются жадные шейхи и говорят, мол, задерем цену в три раза, накажем Западного Шайтана. Потом шейхи жируют, Шайтан утирается. Как именно жируют и как именно утираются? Для справки: себестоимость нефти в Персидском заливе от 5 до 10 долларов за баррель. Это у нас в России
Нынешняя цена в 70 долларов — это безумие для рыночного товара, это 1000%-ная прибыль базовым экспортерам, так не бывает. Год назад было 140 долларов. С такой прибылью в нашем мире работает почти исключительно лохотрон. Его и надо искать. Если без лохотрона, если принять публичную версию, то вот представьте: подходит третьеклассник к десятикласснику и говорит: а купи у меня кирпич. Нет, давайте мягче. А купи у меня жвачку за 100 рублей. Ты ведь жуешь жвачку, вот и купи. Делать нечего, верзила покупает жвачку за 100 рублей. Бред
Их условия
Но вернемся к США и ОПЕК. А мы от них и не уходили, картинка была про них. Так вот, кто готов поверить, что американское правительство, их президенты, олигархи и генералы — терпилы и переплачивают за свою любимую «жвачку» в 10 раз? Ну если бы им только предложили, автор такого предложения познал бы своей шкурой гуманитарные бомбардировки как минимум. Напомним еще для справки: в Саудовской Аравии, вообще в Персидском заливе — стоят военные базы США. Это не то чтобы вовсе оккупированная территория, но — как бы мягче сказать? — очень тесно интегрированная в союз с США. Да, и еще одно наивное вопрошание: если страны-нефтеэкспортеры имеют такую сумасшедшую прибыль, отчего там так плохо живут (Венесуэла, Россия, Ирак, Иран)? Ну на Аравийском полуострове живут неплохо, так все население Саудовской Аравии немногим больше населения одной Москвы.
А теперь отгадка очевидной тайны второй половины
Главная фишка стратегии с 1971 года — нефть продается только за доллары. Причем сами США не нуждаются в конкретно арабской нефти.
Фишка номер два — куда уходят сверхприбыли. Меньшая часть — в уровень жизни местных нефтедолларовых элит. Это миллиарды, десятки миллиардов долларов. А куда все эти десятилетия складывались триллионы? Вот идет торговля на американских биржах, а куда выручка? А деньги и не покидают финансовую территорию США. Заработать триллионы дается с условием, что на них будут выкуплены гособлигации США, другие ценные бумаги, тех же ипотечных агентств. Нефтяная торговля — это динамика записей на счетах американских банков. Там убыло, здесь прибыло. Это как бы насильственное кредитование: не займешь денег — зуб выбью. Вывести средства из системы нельзя. Иначе это притча про школьников и жвачку, а так не бывает.
Наше место
От общей картины отскочим в 2009 год. Вот пошли разговоры о том, почему бы не создать торговые нефтяные площадки «Россия — Китай», «Россия — Белоруссия». Где отважиться на страшный шаг и сломать петродолларовую модель. Начать торговать за рубли или за юани. Задумка дерзкая и, кажется, очень правильная, но… А насколько это возможно? Насколько это выгодно самим участникам? Ну вот будет Китай платить РФ юани за нефть — а нам что, юани выгоднее долларов? С юанями мы можем пойти только в Китай, а доллары — это мировая ликвидность. А зачем странам СНГ рубли как резервная валюта? Рубль вкуснее доллара? Одна рублевая инфляция и сырьевая ориентированность РФ стоят того, чтобы держаться от такого счастья подальше.
Система на то и система, что поднять бунт против нее можно, но система выживет, а бунтовщик проиграет. Можно хоть за тугрики начать торговать, пожалуйста. Пока весь остальной мир в петродолларовой модели, любой демарш против нее проигрышен. Модель ломается только целиком и по центру. Пожалуй, лишь ЕС, поддержанный всем миром против США и ОПЕК, мог бы ее если не закопать, то попробовать.
И еще один нюанс. Все вышесказанное, разумеется, относится и к нашим ЗВР. Наше национальное достояние — записи на счетах, причем в «Голдман Сакс» и «Морган Стэнли» много лучше нас с вами знают каких и где. Циферки. В стране, которую патриоты считают главным нашим соперником. А Россию считают вставшей с колен. А сочетание двух обстоятельств не считают странным.
Александр Силаев, «Вечерний Красноярск»