«Саянское кольцо» нуждается в самоидентификации
В министерстве культуры Красноярского края состоялся круглый стол, где подвели итоги шестого этнофестиваля «Саянское кольцо». Министр культуры Геннадий Рукша сознательно акцентировал внимание собравшихся на выявлении и обсуждении проблем. Дабы постараться по максимуму избежать их в следующий раз.
Пьянству бой
Главное — фестиваль обязательно состоится в следующем году, отказаться от его проведения невозможно, заметил министр. И то, что «Саянское кольцо» разрастается с каждым годом, — это данность. Бороться с ней бессмысленно, главное — взять людской поток под контроль. Массовость неизбежно сказывается на качестве проекта — как на организационном, так и на концептуальном. Относительно первой стороны — инфраструктура Шушенского давно не выдерживает такого наплыва гостей. Причем об этой проблеме говорится с первых фестивалей. Но, увы, мало что делается. Вплоть до того, что в самом Шушенском в ночное время не включается освещение, государственная аптека необъяснимым образом по выходным отдыхает, а из горячей еды на фестивале — разве что плов и шашлыки. Зато пиво льется рекой.
Насчет алкоголя на «Саянском кольце» на круглом столе разгорелся спор. Как заметила исполнительный директор фестиваля Татьяна Веселина, «хотя с 2007 года идет планомерное уменьшение продажи пива на главной фестивальной площадке — стадионе, пьяных меньше не становится». Многие привозят с собой более крепкие спиртные напитки. Да и в самом Шушенском купить водку или коньяк не проблема. Где выход? Кто-то предлагал радикальное решение — вообще запретить употребление алкоголя на территории фестиваля. Или сделать вход платным, дабы уменьшить наплыв случайной публики. От предложений благоразумно отказались — кто захочет, тот все равно найдет способ пройти и пронести с собой горячительные напитки. Пока же более вероятным кажется другое решение — вывести продажу алкоголя за пределы главной фестивальной площадки и строже следить, чтобы на ней не появлялись со стеклянными бутылками. А параллельно — пропагандировать здоровый образ жизни. Последнее предложение, впрочем, пока еще нуждается в дополнительной конкретике.
Стилизация или аутентичность?
Что касается части концептуальной, то очевидно, что чем больше на «Саянском кольце» посетителей, тем сложнее сохранить изначальный акцент на этнику. Что и произошло в этом году — народ жаждал хлеба (точнее, пива) и зрелищ. И все же списывать все на запросы публики на развлекательность (и уж тем более, упаси боже, подстраиваться под некие массовые желания) было бы неубедительно. За наполнение программы отвечают устроители. И в их компетенции (и в обязанностях) избавить фестиваль от наносной шелухи.
А еще очень важно, на мой взгляд, распределение полномочий. В любом грамотном творческом проекте есть две значимых персоны — директор и художественный руководитель (плюс спонсор, но речь сейчас не о нем). На «Саянском кольце» в последние два года это вынужден совмещать один человек — Татьяна Веселина. Что неправильно — нагрузка непосильная.
Благо, на «Саянском кольце» сильное жюри, в профессионализме которого не возникает сомнений. Но оно определяет лауреатов по итогам уже поступивших на конкурс заявок. А если выбирать особо не из кого? Как, собственно, и произошло на шестом фестивале — избыточный уклон в так называемый этноэксперимент. Так называемый — потому что часть конкурсантов либо следовала традициям фольклорных ансамблей советского периода (а это уже явно не имеет отношения к экспериментам), либо чересчур увлеклась аранжировками а-ля Пелагея и «Иван Купала».
Кстати, на круглом столе прозвучал аргумент, что советскую фольклорную традицию очень ценят на Западе, а мы, мол, не дорожим своими достижениями. Позвольте не согласиться, отсыл к Западу весьма спорный. Там если что и ценят (опять же в массе своей), так советский лубок а-ля рюс «Калинка», баня, водка, разлюли-малина, — а для кого на Арбате продают всю эту аляпистую матрешечную сувенирку? И потом, если взять за некий эталон лучшие коллективы края — Ансамбль танца Сибири им. Годенко и ансамбль «Краса», — нынешние конкурсанты «Саянского кольца», работающие в этом жанре, сравнения с ними не выдерживали. И, наконец, когда в программе доминирует пресловутый жанр советского фолка, это как раз и размывает ее этническую направленность. Как заметила однажды легендарная солистка Ансамбля танца Сибири Людмила Коркина, «в творчестве Годенко не было ничего аутентичного. Это не фольклор в чистом виде, а современный сценический эстрадный танец, который включает в себя элементы этнической культуры. То есть, по сути, стилизация народного танца». Что в конечном итоге возобладает на «Саянском кольце» — вопрос открытый.
Все республики в гости к нам
Так уж сложилось, что фестиваль «Саянское кольцо» — международный, но его конкурсная часть — масштаба всесибирского (даже не всероссийского). Продвигать ли географию вширь или все же сконцентрировать усилия на большем выявлении местных талантов — тоже вопрос к размышлению. Хотя в условиях финансового кризиса конкурс «Саянского кольца» вряд ли пока может претендовать на расширение масштабности. Во многом из-за того, что не всякий этноколлектив из Центральной России решится на столь долгое путешествие (за свой счет).
Но что касается приглашения почетных гостей, здесь как раз есть где разгуляться фантазии. Одно из самых ценных качеств «Саянского кольца» — возможность увидеть и услышать на нем по-настоящему уникальных этноисполнителей из разных стран мира. За шесть лет существования фестиваля в Шушенском выступили афрофранцуз Джеффри Ориема и ирландцы Soundskill, англичанин Лу Эдмондз и венгерский мультиинструменталист Элизбар, австралийка Зуля, известные российские музыканты Сергей Старостин и Инна Желанная, Алексей Архиповский и Пелагея, группы «Калинов мост» и «Иван Купала» и многие другие. А одним из самых приятных открытий прошлого года стала украинская группа «Даха-Браха».
В связи с чем одно из наиболее интересных предложений круглого стола — пригласить на следующие фестивали гостей из всех бывших союзных республик. 15 республик — 15 почетных гостей. И сама по себе идея красивая, и по финансам это вряд ли затратнее, чем приезд гостей из Европы или Америки.
Еще одна идея, которую предложил ведущий всех красноярских джазовых программ Владимир Василенко, — пригласить коллективы, синтезирующие в своем творчестве этнику не только с роком, электронной или танцевальной музыкой (что уже стало привычным явлением), но и с джазом. Таких исполнителей на «Саянском кольце» еще не было.
Неподъемная аренда
Озвучивались на круглом столе и другие проблемы. Например, необходим однозначный уход от попсовости в «Городе мастеров» — в этом году китча в нем было с избытком. Не факт, что от него удастся избавиться полностью (где есть спрос, будет и предложение). Но во всяком случае дешевые китайские сувениры, ювелирные изделия и прочий ширпотреб предложено вывести за пределы фестивальной базы. А сам «Город мастеров» переместить на малую поляну, где можно будет не только продавать изделия народного творчества, но и шире проводить мастер-классы по их изготовлению.
Кстати, многих умельцев смущает цена участия: три тысячи рублей (пусть и за три дня фестиваля) — для многих сумма немаленькая. А удастся ли при этом окупить расходы, включая проезд до Шушенского и проживание, — большой вопрос. Может, стоит уменьшить ее хотя бы вполовину?
Впрочем, все это во многом вопросы к более четкому пониманию концептуального стержня «Саянского кольца». Которого сейчас нет и с которым предстоит определиться в ближайшие сроки. К осени при министерстве культуры края будет создана рабочая группа, которая займется последовательной проработкой всех накопившихся вопросов.
Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск»