А остальных заставят доплатить
Российское Министерство регионального развития предложило правительству проект постановления, утверждающего новые «Правила предоставления жилищно-коммунальных услуг». В случае одобрения новые правила начнут действовать с 1 января 2011 года. Тем, кто к этому времени не установит приборы учета расхода горячей, холодной воды, тепла и газа, мало не покажется.
Разночтения и нестыковки
Как рассказала начальник договорно-правового отдела компании «Краском» Надежда Рыбка, предложенный Минрегионом проект нововведений в систему предоставления и оплаты услуг ЖКХ третий по счету.
— В октябре 2009 года представители нашей организации были в Москве, на семинаре Минрегионразвития, — говорит Надежда Рыбка. — Там нам представили первый проект о внесении изменений в действующие правила. Позже появился второй проект. Нынешний сделан с учетом требований
Что представляли собой и почему не прошли первые два проекта, теперь неважно. Современное предложение Минрегиона содержит довольно суровые положения, касающиеся тех нерадивых граждан, а также управляющих компаний, ТСЖ, кооперативов и прочих структур, которые не потрудились установить положенные по закону приборы учета в указанный законом срок. Для жителей таких домов новая система оплаты предусматривает повышающие коэффициенты. В результате их применения плата за коммунальные услуги для тех, у кого нет счетчиков, с 1 января 2011 года вырастет вдвое, а еще через год — вчетверо.
Похоже, разработчики новых правил руководствовались главным принципом проведения военной кампании: главное здесь — внезапность. Иначе трудно объяснить некоторые разночтения и нестыковки. В пресс-службе «Краскома» корреспонденту «ВК» пояснили: речь в новых правилах идет об общедомовых приборах учета, не индивидуальных. Иначе говоря, если нет прибора учета ресурсов, которые покупает дом в целом, — это криминал, и именно тогда применяется повышающий коэффициент. А вот если общедомовой прибор установлен, а индивидуальный есть не у всех, — это не криминал и никак не карается. Однако из внимательного прочтения проекта новых правил следует иное. Цитата: «При отсутствии индивидуального, общего (квартирного) прибора учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении индивидуального использования, а равно в жилом доме, определяется в соответствии с формулами (1) и (3) (4) Приложения № 2 к настоящим Правилам». Индивидуальный прибор — это именно тот счетчик, который установлен в конкретной квартире, общий (квартирный) — по терминологии Правил, прибор учета в коммунальных квартирах. Ну а указанные формулы — как раз те формулы, в которых используется повышающий коэффициент.
Кроме разночтений, в Правилах есть и одна серьезная нестыковка.
— Возникает правовая коллизия, — говорит руководитель пресс-службы «Краскома» Татьяна Лукина. — Согласно положениям Жилищного кодекса РФ жильцы многоквартирных домов вправе самостоятельно определять для себя — устанавливать им общедомовые счетчики или нет.
Положения Правил этому принципу противоречат. Собственникам квартир попросту выкручивают руки, не оставляя выбора. Что же главнее — Жилищный кодекс, утвержденный президентом, или ведомственные Правила, которые будут подписаны премьер-министром? Еще деталь: лишние деньги, вынутые из кошельков нерадивых граждан, пойдут на скидки гражданам «правильным». Очень по-российски, если не сказать — по-советски.
Что почем?
Юристы «Краскома» комментируют будущее постановление правительства, приложением к которому служат Правила, сдержанно.
— Пока документ не зарегистрирован в Минюсте, он не имеет законной силы, поэтому сегодня нам сложно что-то комментировать, — поясняет Надежда Рыбка. — Могу сказать только, что постановление выполнено в рамках реализации
При этом в договорно-правовом отделе компании не отрицают: возможно, в части применения повышающих коэффициентов для «нарушителей» Минрегион хватил лишку.
— Но ведь каким-то образом государство должно стимулировать граждан на приобретение и установку счетчиков, — тут же корректируют свой нигилизм в «Краскоме». По мнению коммунальщиков, логика в целом правильная, а без кнута в России никакой пряник не работает.
Приобрести и установить счетчики можно по-разному: либо жители на общем собрании ТСЖ, кооператива решили скинуться и поставить их самостоятельно, либо это за них сделают УК или «Краском», явочным порядком предъявив счет для покрытия собственных расходов.
— Ресурсоснабжающие организации вроде нас или ТГК, по сути, поставили перед фактом: «Где хотите ищите деньги, берите кредиты, устанавливайте приборы за свой счет, предоставляйте людям пятилетнюю рассрочку, чтобы в течение пяти лет они смогли с вами рассчитаться», — говорит Татьяна Лукина.
Общедомовой прибор учета стоит в среднем 200 тысяч рублей. Ежегодно в течение пяти лет дом должен возвращать кредитору 40 тысяч — правда, сюда не входят банковские проценты, если счетчик поставлен на заемные деньги. Считаем без них. 40 тысяч делим на 12 месяцев — получаем грубо 3300 рублей в месяц. Допустим, дом — стоквартирный — получается, дополнительная нагрузка на квартиру 30 рублей в месяц. Не так уж много.
— Зато проблем намного меньше, — утверждает Лукина.
По ее собственному опыту, счетчик для горячей воды окупает себя за два года.
— Мы в ТСЖ установили за свой счет — горя не знаем, — рассказывает она. — Ежегодно в январе делаем перерасчет — случается, что в феврале вообще за отопление и горячую воду не платим.
А вот по холодной воде выходит переплата. Холодной воды льют традиционно больше. Но и это — дело привычки.
На сегодня, по данным «Краскома», в Красноярске общедомовыми приборами учета оснащены немногим более двух тысяч многоквартирных домов. Это не очень много, если учесть, что только домов, подведомственных ГУК «Жилфонд», в городе более четырех тысяч. Есть куда стремиться.
Василий Казарин, «Вечерний Красноярск» № 31 (272)