Главная
>
Новости

Основные требования, предъявляемые к структуре и содержанию бизнес-плана для предоставления субсидии на организацию предпринимательской деятельности

22 сентября 2009 15:24

Бизнес-план - документ, на основе которого осуществляется планирование предпринимательской  деятельности. Бизнес-план - это подробный, четко структурируемый и тщательно  подготовленный документ, который содержит расчеты, описания к чему стремится будущий предприниматель, как он предполагает добиться поставленных целей. Бизнес-план является основой для ответа на следующие вопросы: целесообразно ли вкладывать деньги в данный проект и принесет ли он доходы, которые окупят все затраты сил и средств.

Структура бизнес-плана

Бизнес-план начинается с титульного листа, на котором указывают:

  • наименование  проекта, например, «бизнес-план создания ателье по ремонту одежды»;
  • автор проекта, телефон;
  • форма собственности;
  • стоимость проекта, в том числе размер необходимой субсидии;
  • место (город/район) и год составления.

После титульного листа следует оглавление - формулировка разделов плана с  указанием страниц.

     Рекомендуемая  структура бизнес- плана:

  • Резюме.
  • Описание  услуги (товара, работ).
  • Исследование и анализ рынка.
  • План  маркетинга.
  • Производственный  план.
  • Организационный  план.
  • Финансовый  план.
  • Анализ  рисков.
  • Приложение

Резюме

Резюме  - краткое изложение основных  положений предполагаемого плана, включающее следующие принципиальные данные:

  • идеи, цели, задачи и суть бизнес-плана;
  • особенности предлагаемых товаров (услуг, работ) и  их преимущества в сравнении с  аналогичной продукцией конкурентов;
  • стратегии и тактику достижения поставленных целей;
  • прогноз спроса, объемы продаж услуг (товаров, работ) и суммы выручки в ближайший период (месяц, квартал, год);
  • наличие собственных денежных средств, планируемая  потребность финансирования, источник финансирования;
  • основные  факторы успеха - описание способов действий и мероприятий.

    Объем резюме не должен превышать одной - двух страниц.

Описание услуги (товара, работ)

Описание  предлагаемых услуг (товара, работ), назначение, область применения, технические  характеристики, конкурентоспособность, патентоспособность и авторские  права, необходимость лицензии и сертификата, экологические требования и требования безопасности, условия поставки и упаковки, условия эксплуатации, гарантии и сервиса, утилизация по окончанию эксплуатации.

Прежде  всего, следует дать четкое описание полезного эффекта, ради которого будут приобретать товар (услугу) - новые или уникальные свойства, сфера удовлетворяемых потребностей отлична от предлагающихся на рынке аналогов, в том числе:

  • какую именно потребность он удовлетворяет;
  • как реализуется товар или оказывается  услуга;
  • уровень цены и группа покупателей, которой он доступен;
  • характеристика  спроса на предлагаемый товар (услугу);
  • каким образом товар (услуга) продается;
  • слабые  стороны товара (услуги);
  • преимущества  товара (услуги).

      Кроме того, в разделе следует отразить краткое описание своего предприятия:

  • местонахождение;
  • форма собственности;
  • организационно-правовая форма;
  • планируемые виды деятельности и др.

Исследование и  анализ рынка

Изучение  рынка - одна из главных проблем нового бизнеса. Таким образом, параграф бизнес - плана, посвященный рынку часто является наиболее трудным для написания.

Самые первые сведения, которые потребуются  при написании данного раздела: кто будет покупать у будущего предпринимателя  товары, где его  ниша на рынке? Кроме того, необходимо спрогнозировать рынок и найти ответы на вопрос о том, кто, почему и сколько будет готов купить продукции завтра, послезавтра и вообще в течение ближайшего года. Такой поиск должен проходить поэтапно.

Первый  этап - оценка потенциальной емкости  рынка, т.е. общей стоимости товаров, которые покупатели определенной территории могут купить, скажем, за месяц или за год. Величина эта зависит от многих факторов - социальных, национальных, культурных климатических, а главное - от экономических, в т.ч. от уровня доходов потенциальных покупателей, структуры их расходов, темпов инфляции, наличие ранее купленных товаров аналогичного или сходного назначения и т.д.

Второй  этап - оценка потенциальной суммы  продаж, т.е. той доли рынка, которую  будущий предприниматель в принципе можете надеяться захватить и соответственно той максимальной суммы реализации, на которую он можете рассчитывать.

В итоге такого анализа (исследования), можно определить примерное количество клиентов за месяц, на которое можно  рассчитывать. Но чтобы их получить реально, нужен третий этап, третий шаг к оценке реальных объемов продаж.

Подготовка  такого прогноза возможна с помощью  различных методов. Для мелкого  бизнеса вполне возможно ограничиться экспертными прикидками, опирающимися на собственный профессиональный опыт разработчика бизнес-плана или опыт специалистов.

План маркетинга

Для того чтобы потенциальные клиенты  превратились в реальных, будущему предпринимателю необходимо иметь  план маркетинговых действий. Этот план должен показать, почему клиенты  будут покупать вашу продукцию.

План  маркетинга - основополагающий раздел бизнес-плана, в котором выделяются следующие подразделы:

  • выбор системы распространения товара;
  • ценовая политика и ценообразование;
  • реклама и продвижение товара на рынок;
  • методы  стимулирования продаж, формирования спроса и организация послепродажного сервиса.

 Ценообразование - один из главнейших вопросов, на который должен ответить себе разработчик бизнес-плана. Как правильно установить цену на товар? Можно привести несколько основных принципов:

  •  цена  товара должна быть выше его себестоимости;
  •  цена  определяется возможностями рынка;
  •  цена  должна обеспечить максимальную прибыль (не за единицу продукции, а за какой-то период времени).

 Ценообразование не сводится к простому выяснению  вопроса о себестоимости товара, чтобы потом просто добавить прибыль. Чтобы привлечь покупателя, совсем не обязательно делать товар или услугу дешевыми. Дешевизна товара часто бывает основным мотивом покупки, но далеко не всегда. Если товар стоит слишком дешево, это может очень негативно сказаться на объемах реализации. Цены можно легко сбросить, а поднять их, затем будет гораздо труднее.

 Издержки  производства. Как известно, издержки производства распадаются на две условные категории: постоянные и переменные.

 К постоянным относятся издержки, остающиеся неизменными относительно объемов реализации продукции: например, арендная плата, плата за телефон, административные и прочие накладные расходы.

 К переменным относятся издержки, непосредственно  связанные с производством продукции. К ним относятся затраты на сырье и материалы, издержки на упаковку и доставку, заработная плата. С увеличением объемов реализации эти издержки также возрастают.

 Стимулирование  сбыта.

 Прежде  чем приступать к планированию бизнеса  по стимулированию сбыта, необходимо четко определиться, какие средства будут выделены для этого. Хорошая реклама и стимулирование сбыта - это не издержки, а инвестиции, причем такие, которые принесут дивиденды в виде расширения производства. Особое внимание при планировании по стимулированию сбыта следует уделить четырем факторам:

  • как найти потенциальных клиентов;
  • заинтересовать  и стимулировать их;
  • удовлетворить их потребности;
  • продать.

Чтобы выбрать правильный метод стимулирования сбыта продукции, придется экспериментировать. Может быть, придется использовать несколько методов. Здесь надо подумать, на что, скорее всего, откликнется клиент: газеты, специальные журналы, справочники, радио, рекламные щиты, рекламные объявления, реклама на транспорте, телевидение, прямые почтовые отправления, личное убеждение, выставки.

Производственный  план

 В зависимости от вида бизнеса в производственном плане дается краткое описание особенностей технологического процесса изготовления продукции или оказания услуг. Производственный план формируется на основе плана сбыта выпускаемой продукции и проектируемых производственных мощностей.

В этом разделе должны быть описаны  все производственные или другие рабочие процессы. Здесь надо рассмотреть все вопросы, связанные с помещениями, их расположением, оборудованием, персоналом. Кроме того, в этом параграфе должно быть уделено внимание планируемому привлечению субподрядчиков, если таковые присутствуют.

Наконец, в этом разделе должны найти отражение вопросы, связанные со сроками поставок, числом основных поставщиков и насколько быстро может быть увеличен или сокращен выпуск продукции.

Примерные вопросы  данного раздела:

  • где будут изготавливаться товары (предоставляться  услуги)?
  • насколько удачно выбрано место расположения помещения, исходя из близости к клиентам, поставщикам, доступности рабочей силы и т.д.?
  • какое оборудование и инструменты потребуются?

Составьте подробный список оборудования, включая  измерительные приборы, оргтехнику, станки, необходимую мебель, транспортные средства и т.д.

Укажите способ получения оборудования (аренда, покупка, изготовление по заказу и пр.), где и как оно будет размещаться.

Данную  информацию можно представить в  виде таблицы.

Потребность в оборудовании и других технических средствах

  Наименование

оборудования,

технических

средств

Тип и ли модель Способ получения Срок поставки Цена за ед, руб. Кол-во Стоимость оборудования
1.              
...              
  Всего            

Укажите: где, у кого и на каких условиях будут закупаться сырье, материалы  и комплектующие изделия.

Информацию  оформите в виде таблицы.

Потребность в материальных ресурсах

Наименование

вида  материальных

ресурсов

Потребность на программу _______г.  
1квартал 2квартал   Поставщики
в натур. выраж. сумма тыс. руб. в натур. выраж. сумма тыс. руб. и т.д.  
Материалы - всего в том числе:

................

................

и т.д.

           
Покупные       комплектующие изделия- всего в том числе:

................

...............

и т.д.

           
ВСЕГО            

 

  • сколько сырья, материалов и готовой продукции  потребуется на один производственный цикл?
  • какой транспорт понадобится для доставки сырья, материалов, готовой продукции?
  • какие помещения и какой площади  нужны? Кроме того, укажите: собственные это площади или арендуемые; необходимость ремонта или реконструкции.

При необходимости ремонта подготовьте смету. Сделайте необходимые расчеты. Если для проведения каких-либо работ предполагается приглашение сторонних организаций (строительных, монтажных и др.), то необходимо указать критерии их отбора.

Определите  объем производимых товаров по периодам  (первый год - по кварталам).

Организационный план

Качественная  и количественная характеристика персонала, более подробно - руководящего состава и специалистов (уровень образования, стаж работы, достижения).

При подготовке этой части бизнес-плана необходимо осветить следующие вопросы:

  • юридическая форма вашей предпринимательской  деятельности;
  • где, когда и кем проведена (будет  проведена) регистрация вашей предпринимательской деятельности?
  • кто является (выступит) учредителем?
  • в каких банках открыты (будут открыты) счета?
  • определите, нужны ли вам наемные работники. Если "да", то укажите: число необходимых  работников по каждой специальности, требуемый  уровень квалификации, предполагаемая степень занятости персонала (постоянные штатные или почасовые работники, совместители). Опишите формы оплаты (сдельная, повременная, твердый оклад и т.д.) и стимулирования труда, а также, предполагаемый размер средней заработной платы.
  • будете  ли вы использовать членов семьи как  сотрудников?
  • если  в дальнейшей работе Вы будете пользоваться услугами бухгалтера, юриста, банка или какой-либо страховой компании, то лучше заранее навести справки и установить личные контакты.

На  ранней стадии развития предпринимательской деятельности часто целесообразно иметь минимальное количество наемных работников, так как доходы небольшие или их нет совсем. Поэтому важно хорошо продумать, как и когда привлекать дополнительный персонал.

Финансовый план

В этой части бизнес-плана сводятся в единое целое все расчеты, проводимые в предыдущих разделах, сопоставляются поступления (доходы) и расходы, выявляется финансовый результат (прибыль, убыток). Все расчеты следует оформлять в таблицы.

Цель  любого коммерческого проекта - получение прибыли. Прибыль, по существу, есть разница между доходами и расходами. Как правило, эти показатели в разные периоды реализации проекта отличаются друг от друга. Поэтому, в зависимости от специфики деятельности, поступления и расходы следует считать по кварталам в течение года.

Составление финансового прогноза условно можно  разделить на этапы.

Расчет  денежных поступлений

Для наглядности данные оформляются  в виде таблице "Источники финансирования".

Таблица «Источники финансирования»

N п/п

Наименование  источника Сумма, руб.
1. Собственные средства  
2. Привлеченные  средства:

 

 
3. заемные беспроцентные  средства  
4. заемные процентные средства  
5. Субсидия на организацию предпринимательской  деятельности  
......    
  ИТОГО  

 

Расчет  расходов

Все затраты можно разделить на две  группы: единовременные (первичные), связанные  с открытием (расширением) бизнеса  и текущие.

Данные оформляются  в таблице - Смета единовременных затрат.

Таблица  «Смета единовременных затрат»

N п/п

Статьи затрат Сумма, руб.
1. Затраты, связанные с регистрацией предпринимательской  деятельности  
1.1. регистрационный сбор  
1.2. нотариальные  услуги (услуги консультантов)  
1.3. изготовление  печати и штампа  
1.4. оплата открытия банковского счета  
1.5. другое  
2. Организационно-технические  затраты:  
2.1, аренда или  ремонт помещения  
2.2. оборудование  и инструменты  
2.3. материалы и  сырье  
2.4. мебель  
2.5. телефон  
2.6. реклама  
2.7. транспортные  расходы  
2.8. заработная  плата персоналу до получения прибыли  
2.9. начисления  па заработную плату персонала  
2.10 непредвиденные  расходы  
2.11 другое  
  ИТОГО:  

Расходы по субсидии на организацию  предпринимательской  деятельности

В данном разделе оформляется таблица, в которой указывается, на что будет израсходована предоставляемая субсидия на организацию предпринимательской деятельности (данная таблица обязательно должна присутствовать в бизнес-плане).

Таблица «Расходы по субсидии»

N п/п

Наименование  расходов

Количество, единиц

Цена  за 1 единицу, рублей

Сумма, рублей

Примечание

Субсидия  на организацию предпринимательской  деятельности

Указывается запрашиваемая сумма субсидии

 

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

Анализ рисков

Риск  - событие, которое может случиться  или не случиться.  Цель раздела - определить и показать пути предотвращения тех рисков, с которыми может столкнуться будущий предприниматель в результате осуществления проекта.

Управление воздействием рисков начинается с объективного выявления основных рисков, с которыми сталкивается бизнес. Существует два основных типа рисков:

  • технические риски;
  • финансовые риски.

Примерный перечень технических рисков, часто связанный с типом продукции - задержка поставки оборудования; отсутствие сырья; низкое качество продукции; несоблюдение государственных нормативов; создание альтернативной продукции, которая завоюет рынок; воздействие вашей продукции на потребителя; новые внешние условия, влияющие на технологию производства и другое.

Финансовые  риски определяют анализ безубыточности.

Размер  прибылей и убытков в значительной степени зависит от уровня продаж, который обычно является величиной, трудно прогнозируемой с определенной точностью.

Для того, чтобы знать, какой потребуется  уровень продаж для достижения прибыльности предприятия, необходимо провести анализ безубыточности.

Приложения

 При необходимости формируются исходные экономические, технические и другие данные по организации производства, прейскуранты, заключения, таблицы и иная документация, на которую есть ссылки в бизнес-плане.