Главная
>
Статьи
>
"Чикаго"/ "Chiсago"

"Чикаго"/ "Chiсago"

21.03.2003
1
113 минут, режиссер Роб Маршал
Производство Miramax, 2002 год.

" ...И я сказала ему - чпокнешь ещё раз! ...Он не расслышал.
Тогда я сняла со стены дробовик
и сделала два предупредительных выстрела прямо в башку".

одна из самых неглавных героинь "Чикаго"



Чикаго

Блеск. Музыка. Слезы. Смех. Кто плачет? Кто смеётся?

Никто не плачет и никто не смеётся. Все это шоу. Вся наша жизнь - одно большое шоу, один большой бизнес. Справедливости нет, Фемида - просто одна из статисток кабаре: чаши весов и повязка на глазах - это часть образа, как и костюм с блестками.

Плотная и плотская Вельма Келли (Кэтрин Зета-Джонс) неплохо поет и танцует, она - звезда. Не менее плотная и не менее плотская по сюжету (а на мой взгляд - менее: как может быть сексуальным объектом эта девочка с кукольными щечками?) Рокси Харт (Рене Зеллвегер) смотрит на Вельму и завистливо вздыхает - она тоже хочет быть звездой. Ничего, она тоже доберется до сцены - у её друга есть связи, скоро нужные люди посмотрят её, конечно же, сразу обнаружат яркий талант и - дело в шляпе. ...Только что, Рокси, если твой дружок - лишь жалкий неудачник, торгующий мебелью, у него куча детей и никаких связей в мире шоу-бизнеса? Что тогда, Рокси? Тогда, плача и ругаясь, быструю руку в комод - когда ты в последний раз практиковалась в стрельбе, Рокси? - и смерть тебе, лгун и обманщик! Не плачь, в тюрьме тебе не будет одиноко, Рокси: та, которая вызывала твои завистливые вздохи, тоже там. Ей, кстати, пришлось застрелить целых двоих: неверного мужа и сестру-предательницу. Вы найдете общий язык, не сомневаюсь.

Когда-то давно, в начале двадцатых, две разные женщины совершили убийства. История объединила их, так как обе они были оправданы, и оправданы, как говорят, исключительно благодаря усилиям защиты и прессы. Через какое-то время эта история в виде статьи появилась на страницах Chicago Tribune. В 1975 году - Боб Фосс, отец незабвенного "Кабаре", заинтересовался сюжетом и сделал из него мюзикл "Чикаго". Мюзикл получился остросоциальный, с обличением продажных адвокатов и падких до дешевых сенсаций журналистов. Увы, автор не дожил до звездного часа своего детища. Спустя десятилетие после смерти Фосса, в 1997 году, его ученица Энн Рейнкинг восстанавливает мюзикл, правда, прибрав у сатиры злость и сделав "Чикаго" веселым шоу, пусть и не без ядовитых шпилек в адрес прессы. Сыграло ли свою роль новое прочтение, но, так или иначе, восстановленному "Чикаго" покорилась высшая американская театральная премия "Tony Awards", причем покорилась целых 6 раз! (Номинации: "Лучший восстановленный мюзикл", "Лучший дизайн света", "Лучшая хореография", "Лучшая режиссура мюзикла", "Лучшее исполнение мужской главной роли в мюзикле" и "Лучшее исполнение женской главной роли в мюзикле".) Это был мега-успех. И это было только начало. "Чикаго" завоюет кучи премий и наград, в том числе, в 1998 году, высшую музыкальную - "Grammy" - за "Лучший музыкальный диск с записью бродвейской постановки". "Чикаго" становится одним из популярнейших мюзиклов в мире. За 5 лет его умудрятся поставить в Австралии, Австрии, Японии, Голландии, Германии, Португалии, Швейцарии, и в прошлом году - спасибо чете Пугачевых - в России.

Естественно, что Голливуд не мог не заинтересоваться таким раскрученным сюжетом, но долгое время никто не мог отважиться на какие-нибудь решительные действия. Только после успеха "Мулен Руж" стало ясно, что мюзикл как жанр все ещё востребован, и голливудские продюсеры оживились. Звездный состав перебирали тщательно: Николь Кидман, Мадонна, Дженнифер Лопес, Кэмерон Диас, Гвинет Пэлтроу, Лайза Миннелли, Барбара Стрейзанд, Шарлиз Терон, Голди Хоун, Джон Траволта, Хью Джекман, Кевин Спэйси. Пестрый, но заслуживающий уважения список, не правда ли? Но кто-то сомневался, кто-то был занят в других проектах. И постепенно в строю "Чикаго" оказались те, кто оказались. Это я к тому, что актеры, исполнившие главные роли в фильме, выдвигающемся в этом году на "Оскара" по 13 (!) номинациям, оказались в "Чикаго" если не случайно, то где-то около того. Большая рулетка Голливуд...

Итак, "Чикаго"! Первые 20 минут, несмотря на динамичный монтаж и обилие происшествий, действие развивается немного меланхолично, без неожиданностей, пока не прервется эффектным выходом Рокси с песней о любящем муже. В дальнейшем в повествовании также будут такие спокойные, скучноватые паузы, всегда выливающиеся в красочные, отлично срежиссированные музыкальные сцены. Фильм напоминает мне цепь с пятью бриллиантовыми кулонами: цепочка - это основная нить повествования, добротная, длинноватая и незатейливая, а бриллианты - это те самые сцены, ради демонстрации которых, собственно, и создана цепочка. На мой вкус, бриллиантов, как я уже говорил, пять (хотя для кого-то их может быть больше или меньше). Перечисляю по мере появления: первый, небольшой - песенка Рокси о простачке муже; второй, редкой формы - "Тюремное танго"; третий, редкой огранки - первая пресс-конференция Рокси; четвертый, маленький, но чистейшей воды - гениально обыгранная казнь венгерки Католины; и, наконец, последний, самый крупный бриллиант в этой подвеске - суд над Рокси. Эти бриллианты, изумительный симбиоз актерского, режиссерского и хореографического мастерства, нужно оценить собственными глазами, поэтому я оставляю всякие попытки их живописать.

Красота "Чикаго" совсем не такая как у "Мулен Руж": если последний, скорее, мюзикл-мелодрама, то первый - это мюзикл-комедия, мюзикл-фарс. "Мулен Руж" легко смотрится без головы: любовь, слезы, поцелуи, ля-ля-тополя. Визуальное удовольствие без участия мозгов. В "Чикаго" нет места слезам, а внешность героинь и блестящие костюмы - это далеко не главное. Каждая музыкальная сцена здесь не только зрелище для глаз: в "Чикаго" важно одновременно слышать и понимать, о чем поют. Кстати, перевод музыкальных сцен - это отдельный разговор. В кино герои поют голосами актеров российского "Чикаго", и, с одной стороны, дубляж сделан очень тщательно, так, что иногда пение на русском очень органично ложится на мимику актера, поющего на английском. Но все-таки мне лично хотелось бы услышать оригинальное пение голливудских звезд, да и все-таки странновато сочетается внешность Гира с голосом Киркорова.

"Чикагские" шпильки в адрес журналистов очаровательны. Пресса здесь предстает глупой массой, которой адвокат Билли Флинн мастерски манипулирует, вкладывая в уста газетчиков то, что ему выгодно. "Суды - это шоу-бизнес, и ты работаешь со звездой", - скажет он глупой Рокси, которая вдруг разволнуется перед судебным заседанием - главной ролью в своей жизни: в случае провала бедную девушку безжалостно вздернут, несмотря на то, что публика так её полюбила. А как мило смотрится грузовичок, ожидающий перед зданием суда приговора! Кузов забит пачками со свежим выпуском, но журналисты перестраховались, и газета подготовлена в двух вариантах: зритель видит, что передовица одной сияет заголовком "Невиновна" над фотографией улыбающейся Рокси, а другой - заголовком "Виновна" над тем же самым фото. Ох, как в точку, так нашему брату и надо! Но вот суд закончен. Билли Флинн поработал на славу, зрители, то есть суд, рукоплещут звезде, журналисты замерли на старте... но тут раздается выстрел: кто-то убивает кого-то прямо на ступеньках здания суда. Зал немедленно пустеет. И только Рокси, оправданная Рокси, невиновная Рокси - да радуйся же, дура, тебя не повесят! - и только Рокси шепчет сквозь слезы: "Они даже не сфотографировали меня!..". "Это Чикаго. Запах свежей крови не перебить", - скажет ей теперь уже её бывший адвокат. Нестареющий Гир в роли адвоката так элегантно вероломен, ну сущий змей! Хотя, конечно, профи, ничего не скажешь.

Итог: один из самых амбициозных проектов прошлого года оказался удачным дебютом для режиссера Роба Маршала, и в целом - ироничным, славным фильмом, вполне достойным, чтобы вы потратили на него свое время и деньги. Особо рекомендую работникам судебно-исполнительной системы и журналистам.

Максим Потемкин

Рекомендуем почитать