В ролях: Хью Джекман, Кейт Бекинсэйл, Дэвид Уэнхем
Почему никто не предупредил меня, что «Ван Хельсинг» – это комедия? Тупая, дешёвая, несмотря на весь свой двухсотмиллионный бюджет, комиксообразная комедия, снятая скверным режиссёром по дрянному сценарию. Похвальное желание компании Universal сделать фильм, который стал бы данью славной памяти таких легендарных киночудовищ, как монстр Франкенштейна, Человек-волк и, конечно же, незабвенный граф Дракула, вылилось в зрелище сколь претенциозное, столь и жалкое.
Главный герой картины Ван Хельсинг – знаменитый борец со злом, порождённый неистовой фантазией Брэма Стокера, здесь оказывается тайным агентом Ватикана, который начинает свои экранные приключения с убийства громилы мистера Хайда, а закончить должен истреблением вампирского племени во главе с самим Дракулой. Эта лишённая смысла мешанина всего и вся, преподносимая рекламой в качестве великого фильма и нового эталона в жанре, на деле оказывается не более чем поводом для недобрых шуток.
Непонятно, что же хотел получить Стивен Соммерс в результате, но огромный бюджет он, шутя, спустил на разного рода визуальные эффекты («шедевром» являются лошадки, перелетающие через пропасть, словно олени Санты), которые не просто не впечатляют, а вообще смотрятся крайне дешево. Предлагаемая трактовка основных персонажей убедительнейшим образом демонстрирует отсутствие у авторов не только таланта, но и маломальской фантазии. Оборотень, «эротично» рвущий на себе кожу и постоянно демонстрирующий акробатические этюды, Дракула, нервно прогуливающийся по стенам и потолку, и симпатяга Франкенштейн-сын больше похожи не на «великих и ужасных» монстров, а на инвалидную команду.
Отдельного внимания заслуживают невесты Дракулы – три пышногрудые красавицы, напоминающие группу «Виа Гра», эти девицы-вампиршы столь энергичны, так шипят и визжат, что оказываются чуть ли не центральными персонажами картины, а смерть каждой из них являет собой самостоятельное шоу и вызывает у зрителя вздох облегчения, потому как смотреть на них изрядно надоедает. Но лучше уж любоваться невестами графа и их потомством, чем выслушивать бредовые диалоги героев – временами кажется, что Соммерс и компания хотели вложить в фильм какой-то высокий смысл и нагрузить его общечеловеческими ценностями, но в силу то ли скудоумия, то ли упоминавшегося уже отсутствия фантазии потерпели в этом деле полный крах.
Если же говорить об актёрах, игравших главные роли и реализовывавших бредовые замыслы режиссёра, надо заметить, что возможность обойтись без площадной брани даёт лишь неизбежная по отношению к участникам подобного рода проектов жалость. Легендарный Ван Хельсинг предстаёт перед нами эдаким лихим и придурковатым ковбоем, и без улыбки смотреть на то, как Джекман изображает (назвать это игрой язык не поворачивается) из себя великого борца с нечистью, просто невозможно. Впрочем, это кино вообще невозможно смотреть, даже с улыбкой. Дракула же в исполнении Ричарда Роксберга напоминает престарелого модника и волокиту, спивающегося в провинциальной глуши то ли от тоски по былому величию, то ли по причине тотальной неудовлетворённости.
Но «достижения» других актёров меркнут, когда речь заходит о Кейт Бекинсэйл, играющей сексуальную истребительнцу вампиров. Казалось бы, снявшись в «Underworld», она пала так низко, что дальше уже и некуда, но нет – нашлось для неё место в совсем уж низкопробном проекте, хотя представить себе работу ещё более бездарную, нежели вышеупомянутый «Другой мир» не так-то просто. Говорить о каких бы то ни было актёрских качествах применительно к этой красотке просто кощунственно, остаётся лишь надеяться, что и в дальнейшем её присутствие на экранах ограничится вялыми вампиршами и ещё более вялыми охотницами на них.
Единственный, кто заслуживает доброго слова (да и вообще – внимания), – Дэвид Уэнхем, задорно играющий Карла – забавного помощника Ван Хельсинга, являющего собой некий симбиоз верного оруженосца Санчо и изобретательного Q, снабжающего нашего спецагента разного рода приспособлениями для изничтожения вурдалаков. Кстати, параллели с бондианой не случайны – по характеру фильм сильно напоминает приключения 007-го, однако даже худший из фильмов о Бонде на порядок превосходит это паршивое кино.
В связи с непроходимой глупостью и крайней неубедительностью картине не удаётся вызвать даже приличествующего жанру омерзения, хотя разнообразной грязи в ней более чем достаточно. Если «Ван Хельсинг» и вызывает какие-то чувства, то лишь недоумение и сожаление о потерянном времени. Смотреть это даже как-то неловко, если что и могло бы спасти фильм, а главное зрителя во время его просмотра, так это присутствие в будке киномеханика Тайлера Дёрдена. Одним словом, не кино, а сплошное разочарование.
Александр Спасов