Главная
>
Статьи
>
«Троя» / «Troy»

«Троя» / «Troy»

20.05.2004
15
Режиссёр: Вольфганг Петерсен
В ролях: Брэд Питт, Эрик Бана, Орландо Блум, Диана Крюгер


«Троя» / «Troy»

Эту историю знают даже дети: любвеобильный сын троянского царя Приама Парис соблазнил и похитил Елену – жену спартанского царя Менелая, а заодно и прекраснейшую из смертных (удостоверено Афродитой), обманутый муж разобиделся и направился за помощью в Микены к своему жаждущему мирового господства братцу царю Агамемнону, которому только и нужен был повод, чтобы напасть на Трою. Микенский царь, подчинивший себе к тому времени значительную часть Греции, собрал под свои знамёна всех царей и героев, включая пытавшихся «откосить» хитроумного Одиссея и неуязвимого Ахиллеса, и направился с этим огромным воинством к троянским берегам.

И когда утлые судёнышки ахейцев, растянувшиеся по морю от горизонта до горизонта, подошли к побережью Малой Азии, началась осада, длившаяся десять лет и закончившаяся смертью подавляющего большинства первых лиц и полным уничтожением великой Трои, которое обеспечил блестящий «ход конём». Так или примерно так все оно и обстояло, а слепой старец Гомер описал эту нешуточную заварушку в своей «Илиаде», отведя центральное место в первом и, возможно, величайшем эпосе олимпийским обитателям: Афродите, Аполлону, Афине, Гере, Посейдону, Артемиде и Зевсу, куда же без громовержца. В первоисточнике именно боги, интригуя, обижаясь, ссорясь, определяют ход истории, а люди – лишь фигуры в их шахматной партии.


«Троя» / «Troy»

Для того чтобы воплотить легендарные события трёхтысячелетней давности на экране, сценарист Дэвид Бениофф расчленил шедевр Гомера на куски и собрал в единое целое в хронологическом порядке, руководствуясь вовсе не почтением к слепому старцу, который неизвестно существовал ли вообще. В процессе сборки полностью потерялась линия, связанная с богами, включая небезызвестное яблоко, из-за которого всё собственно и началось, пропала даже Кассандра, чьё поведение и отношение к нему троянцев видимо не укладывалось в простую человеческую логику.

Создатели фильма решили сделать «Трою» историческим фильмом. Как следствие, все персонажи более реалистичны – они хоть и поминают олимпийцев через слово (без особого, как правило, почтения), но при этом в поступках своих руководствуются эмоциями и соображениями вовсе не божественного характера. Однако совсем отказаться от ходов, завязанных на чудесах и мистике, создатели не смогли, а лишь предложили приземлённую трактовку. Например, в картине Ахиллес – простой смертный (с чем обязательно поспорят поклонницы Питта), а не сын богини, но первая стрела Париса, направленная безо всякого участия Аполлона, поражает его именно в ногу.

Надо заметить, «Илиада» значительно уступает по числу экранизаций своему продолжению - «Одиссее», что совсем неудивительно – яркая сказочная история возвращения к своей Пенелопе царя Итаки, проникнутая простыми и понятными человеческими чувствами, гораздо проще переносится на экран и воспринимается зрителями. «Илиада» же, начинающаяся с бунта Ахиллеса (заключительный год войны) и построенная на флэшбэках, изобилует многостраничными монологами героев и прочими сложностями, кроме того, осада длится аж десять лет. Поэтому от создателей «Трои» потребовалось волевое решение по кардинальному сокращению первоисточника, ведь как иначе утрамбовать всё вышеперечисленное в сто двадцать страниц сценария?


«Троя» / «Troy»

То, что Питт решил пригласить режиссёром для картины, являющейся, по сути, его бенефисом, немца Вольфганга Петерсена, не должно удивлять – тот немало преуспел в работе над голливудскими крупномасштабными проектами, да и снятую ещё на родине «Лодку» камерным кино не назовёшь. Режиссёр и продюсеры крайне удачно справились с подбором исполнителей, на съёмочной площадки «Трои» сошлись три поколения звёзд: от Питера О’Тула до Орландо Блума. Это тот случай, когда хочется поделиться впечатлениями от работы каждого актёра, а здесь одних центральных персонажей немногим менее десятка. Одно то, как блестяще Петерсен смог организовать работу столь разнородного, но очень талантливого актёрского состава, свидетельствует об огромном профессионализме и настоящем режиссёрском даре.

Но есть актёры, о которых нельзя не сказать хотя бы нескольких слов. Начинать надо – хочешь, не хочешь – с Бреда Питта, по той простой причине, что Ахиллес является центральным персонажем в картине, а Питт – главной её звездой. Думается, что единственная претензия, которую смогут ему предъявить зрители – это его совсем не греческий профиль, а в остальном – будь то битва (особенно самый первый и самый короткий поединок), или любовь – он великолепен. С тем, чтобы не заслонять сияние первой звезды, на роль Гектора (главного героя Трои, сына царя Приама), значимость которого сопоставима Ахиллесовой (друг без друга не обрести бы им бессмертной славы), был приглашён Эрик Бана, далеко не принадлежащий к числу звёзд первой величины, что нисколько не помешало создать поразительно сильный образ героя. А поединок Гектора и Ахиллеса заслуживает самых восторженных откликов – впечатляющее зрелище.

Никак не обойтись без упоминания Блума, который, по словам Питта, «просто молодец, получал от всей этой ерунды такое трогательное удовольствие». И это заметно на экране, Орландо Блум, претендующий на звание первого актёра поколения, получил отличную возможность укрепить свои позиции и использовал её на все сто – лучшего Париса и не придумаешь. Другая находка фильма – Диана Крюгер в роле Елены, не знаю, насколько вероятна возможность мировой войны из-за её красоты, но вряд ли хоть одна из голливудских звёзд первой величины смогла бы воплотить этот образ с таким изяществом и непосредственностью.


«Троя» / «Troy»

Незаурядными актёрами, игравшими в этом блестящем фильме (Брайан Кокс, Брендан Глисон, Шон Бин, Питер О’Тул, etc.), можно было бы полностью укомплектовать оскаровскую номинацию «лучший актёр второго плана», и шансы каждого были бы очень велики, но первенство – и это не вызывает никаких сомнений – принадлежит великому Питеру О’Тулу – его Приам прекрасен и в величии, и в поражении, а сцена, в которой он приходит к Ахиллесу за телом своего поверженного сына – бесспорно, самая сильная в картине, не считая, конечно же, сражений.

Поединки и массовые сражения – то, что держит зрителя в постоянном напряжении, подбрасывая всё новые и новые впечатления. Каждая битва неимоверно хороша, а высадка ахейского десанта на троянский берег – это нечто! «Спасение рядового Райана» просто отдыхает, но писать об этом бессмысленно – такое надо видеть. Даже у убеждённого пацифиста, коим я себя считаю, битвы троянской войны вызвали неподдельный восторг. Откровенно говоря, даже и не предполагал, что «Троя» произвела на меня столь сильное впечатление, а сейчас пишу и понимаю, как много хочется ещё рассказать, посему надо закругляться, иначе всё кончится пересказыванием фильма от титров до титров.


«Троя» / «Troy»

У Петерсена и компании получилось весьма и весьма занятное псевдоисторическое кино с мелодраматическим подтекстом, которое неизбежно обзаведётся статусом блокбастера года, как благодаря своим многочисленным достоинствам, так и в силу отсутствия достойных конкурентов. Этот исключительно красивый и масштабный фильм способен доставить немало удовольствия зрителям с самыми разными вкусами и пристрастиями: от любителей слезоточивых любовных драм до поклонников жестоких боевиков. «Троя» достойнейшим образом продолжает начатое «Гладиатором» дело возвращения пеплумов на вершинку голливудского Олимпа, а Питт, хоть и шутя, но всё-таки обещал «додумать античную историю».

P.S. Приношу свои извинения уважаемым читателям за некоторую сумбурность и невразумительность и надеюсь на вашу снисходительность, поскольку написан этот текст между половиной четвёртого и шестью часами утра, сразу по возвращении с ночного просмотра. Скорее всего, отоспавшись, я выдал бы совсем другой текст, но именно поэтому и оставлю всё как есть.

Александр Спасов

Рекомендуем почитать