Главная
>
Статьи
>
Книга Одиночеств, Макс Фрай, Линор Горалик

Книга Одиночеств, Макс Фрай, Линор Горалик

30.07.2004
10


«Книга Одиночеств»

Макс Фрай, читатель и писатель, относится к Персонам, О Которых Говорят. Говорят много, желто и зЕлено. А все потому, что сам он – молчит.

Скрывается под псевдо-именем, пишет умереть какие фантастические книги и – молчит. Ни тебе фотографий в кругу пьяненьких доброжелательных художников, ни участий в «кулинарных поединках» на ТВ, ни даже скандальных происшествий в зоопарках.

Что и говорить, сэр Макс – личность загадочная. Не то мужчина, не то женщина, не то и то, и другое вместе взятое. А еще говорят, что Макс Фрай – это коллективный Интернет-разум, вошедший в контакт с инопланетной цивилизацией и фиксирующий в тридцати трех русских буквах хроники неведомого мира. Пытливыми фанатами даже имена Светланы Мартынчик и Игоря Степина называются, но доказательств, естественно, никаких.

Вдоволь поразвлекавшись мистификациями, один из самых загадочных писателей современности сделал нам, запутавшимся и обожающим читателям поистине царский подарок. Он написал целую книгу о себе.

Воспоминания детства, отрочества, юности; события, повлиявшие на миропонимание; описания дорогих далеких и близких людей; рассуждения о смерти, Экзистенциальном Ужасе и любви, - целый букет авторских граней засушен Максом Фраем между страниц его «Книги Одиночества».

«Книгу» автор посвятил людям, без которых его одиночество было бы немыслимо. И никакого парадокса в этом нет – просто Одиночество для Макса – перманентное состояние всякого живого существа.

Выглядит это так:

ЭТА КНИГА ПОСВЯЩАЕТСЯ С.,
Который позвал меня на помощь, когда пересаживал рыбок из одного аквариума в другой.

В ходе издевательства над животными в очередной раз подтвердились следующие житейские правила
: - сопротивление судьбе – главная причина стрессов;
- если вам кажется, что судьба обращается с вами грубо и немилосердно, это вовсе не значит, что вам желают зла. Просто вы заняли неудобную для нее позицию;
- если увлеченно заниматься любимым делом (например, сосать корягу), можно пропустить даже Апокалипсис.

И так:

ЭТА КНИГА ПОСВЯЩАЕТСЯ ЮРКЕ,
Который учился у меня играть в нарды.

В ходе самой первой партии ему везло. Мне, впрочем, тоже.
- Новичкам всегда везет, - сказал кто-то из присутствующих.
- Это дуракам везет, - возразил другой.
Таким образом, наша с Юркой игра оказалась уникальной возможностью сравнить силу везения новичка и дурака.
Партия, ясное дело, завершилась вничью.

И еще много как.

Тут-то, кажется, самое время воскликнуть просветленному читателю: «Карл Марк и Фридрих Энгельс – это не муж и жена, а четыре совершенно разных человека!», ан нет.

Имени своего писатель не открывает, портретные характеристики и почтовый индекс произносить не спешит. Половая принадлежность Макса также остается загадкой – ни зацепки, ни окончания женского-мужского-рода.

Это – своеобразная игра с читателем в «открыто-закрыто», и победитель в ней известен заранее.

А потому эта книга посвящается еще и
ЛЮДМИЛЕ,
Которая очень хотела узнать, как меня зовут на самом деле.

Но не все ли равно, как зовут волка, в которого превращается в полнолуние бродяга оборотень? Или поставим вопрос иначе: не все ли равно, как зовут этого самого оборотня? (По паспорту, да-с.)
Важно лишь твердо знать, что метаморфоз сей имеет место.
А если не имеет – то вовсе не интересно, как там кого зовут.
То-то и оно.

«Книга Одиночества» Линор Горалик

- маленький шедевр в полтора страницы длиной. Впрочем, мне кажется, что у шедевров существует какая-то своя система измерения, имеющая в основе не пространство, а время. Со мной этот маленький, но удивительно большой текст останется на всю жизнь.

Выдумывать некие «технические» характеристики для «Книги» Горалик безумно сложно (эх, где ты, самопишущее перо Риты Скиттер?..).

Достаточно прочитать пару абзацев – и качающие ритмы стихов Линор Горалик проникнут сквозь широко раскрытые глаза и, беспрепятственно захватив циничное читательское сердце, примутся за более трудную добычу – его слезные канальцы.

Последний раз я так ревела над книжкой в десятом классе, и порою воспоминания о перенесенном катарсисе до сих пор всхлипами рвутся наружу.

А все оттого, что «...Линор Горалик… умеет складывать слова таким образом, что хоть волком вой, хоть ложись и умирай, потому что – немыслимо ведь жить, когда такая сладкая мУка». (Макс Фрай).

Прочитать «Книгу Одиночеств» нужно хотя бы для того, чтобы при случае, заполняя дурацкие интернет-анкеты, вам было, что вписать в графу «любимая книга».

Анна Андерсен

Рекомендуем почитать