Макс Фрай, читатель и писатель, относится к Персонам, О Которых Говорят. Говорят много, желто и зЕлено. А все потому, что сам он – молчит.
Скрывается под псевдо-именем, пишет умереть какие фантастические книги и – молчит. Ни тебе фотографий в кругу пьяненьких доброжелательных художников, ни участий в «кулинарных поединках» на ТВ, ни даже скандальных происшествий в зоопарках.
Что и говорить, сэр Макс – личность загадочная. Не то мужчина, не то женщина, не то и то, и другое вместе взятое. А еще говорят, что Макс Фрай – это коллективный Интернет-разум, вошедший в контакт с инопланетной цивилизацией и фиксирующий в тридцати трех русских буквах хроники неведомого мира. Пытливыми фанатами даже имена Светланы Мартынчик и Игоря Степина называются, но доказательств, естественно, никаких.
Вдоволь поразвлекавшись мистификациями, один из самых загадочных писателей современности сделал нам, запутавшимся и обожающим читателям поистине царский подарок. Он написал целую книгу о себе.
Воспоминания детства, отрочества, юности; события, повлиявшие на миропонимание; описания дорогих далеких и близких людей; рассуждения о смерти, Экзистенциальном Ужасе и любви, - целый букет авторских граней засушен Максом Фраем между страниц его «Книги Одиночества».
«Книгу» автор посвятил людям, без которых его одиночество было бы немыслимо. И никакого парадокса в этом нет – просто Одиночество для Макса – перманентное состояние всякого живого существа.
Выглядит это так:
ЭТА КНИГА ПОСВЯЩАЕТСЯ С.,
Который позвал меня на помощь, когда пересаживал рыбок из одного аквариума в другой.
В ходе издевательства над животными в очередной раз подтвердились следующие житейские правила
:
- сопротивление судьбе – главная причина стрессов;
- если вам кажется, что судьба обращается с вами грубо и немилосердно, это вовсе не значит, что вам желают зла. Просто вы заняли неудобную для нее позицию;
- если увлеченно заниматься любимым делом (например, сосать корягу), можно пропустить даже Апокалипсис.
И так:
ЭТА КНИГА ПОСВЯЩАЕТСЯ ЮРКЕ,
Который учился у меня играть в нарды.
В ходе самой первой партии ему везло. Мне, впрочем, тоже.
- Новичкам всегда везет, - сказал кто-то из присутствующих.
- Это дуракам везет, - возразил другой.
Таким образом, наша с Юркой игра оказалась уникальной возможностью сравнить силу везения новичка и дурака.
Партия, ясное дело, завершилась вничью.
И еще много как.
Тут-то, кажется, самое время воскликнуть просветленному читателю: «Карл Марк и Фридрих Энгельс – это не муж и жена, а четыре совершенно разных человека!», ан нет.
Имени своего писатель не открывает, портретные характеристики и почтовый индекс произносить не спешит. Половая принадлежность Макса также остается загадкой – ни зацепки, ни окончания женского-мужского-рода.
Это – своеобразная игра с читателем в «открыто-закрыто», и победитель в ней известен заранее.
А потому эта книга посвящается еще и
ЛЮДМИЛЕ,
Которая очень хотела узнать, как меня зовут на самом деле.
Но не все ли равно, как зовут волка, в которого превращается в полнолуние бродяга оборотень? Или поставим вопрос иначе: не все ли равно, как зовут этого самого оборотня? (По паспорту, да-с.)
Важно лишь твердо знать, что метаморфоз сей имеет место.
А если не имеет – то вовсе не интересно, как там кого зовут.
То-то и оно.
«Книга Одиночества» Линор Горалик
- маленький шедевр в полтора страницы длиной. Впрочем, мне кажется, что у шедевров существует какая-то своя система измерения, имеющая в основе не пространство, а время. Со мной этот маленький, но удивительно большой текст останется на всю жизнь.Выдумывать некие «технические» характеристики для «Книги» Горалик безумно сложно (эх, где ты, самопишущее перо Риты Скиттер?..).
Достаточно прочитать пару абзацев – и качающие ритмы стихов Линор Горалик проникнут сквозь широко раскрытые глаза и, беспрепятственно захватив циничное читательское сердце, примутся за более трудную добычу – его слезные канальцы.
Последний раз я так ревела над книжкой в десятом классе, и порою воспоминания о перенесенном катарсисе до сих пор всхлипами рвутся наружу.
А все оттого, что «...Линор Горалик… умеет складывать слова таким образом, что хоть волком вой, хоть ложись и умирай, потому что – немыслимо ведь жить, когда такая сладкая мУка». (Макс Фрай).
Прочитать «Книгу Одиночеств» нужно хотя бы для того, чтобы при случае, заполняя дурацкие интернет-анкеты, вам было, что вписать в графу «любимая книга».
Анна Андерсен