Есть пьесы, сюжет которых созвучен далеко не всем. И каким бы высоким не было мастерство постановщика и актеров, сама история не всегда находит отклик. Но вряд ли у меня возникли бы такие мысли о спектакле, речь о котором пойдет ниже, если бы не услышала о нем мнение отдельных зрителей. Полноте, возможна ли любовь в 65 лет? Еще как возможна! Что весьма убедительно показано в лирической комедии Норильского заполярного театра драмы «Два старых краба с нежным панцирем» (постановка народного артиста России Александра Зыкова).
…Они тридцать лет дружили семьями. Еврей Герман Льюис и католичка Кристина (правда, в прошлом замужестве Мильман – тоже за евреем). Но вот спутники жизни отправились в мир иной, дети выросли… Куда податься на старости лет? Ей – к такой же одинокой подруге во Флориду? Да, решено! Что, Герман? Выйти за тебя замуж?! Да в своем ли ты уме!..
Так начинается эта история. В которой есть все – и смех, и слезы. И любовь. Да, да – любовь, вопреки всем сомнениям скептиков! Помните, как в фильме «Москва слезам не верит» главная героиня произносит: «Я поняла – в 40 лет жизнь только начинается». В пьесе Ричарда Баэра это понимание приходит к героям в 60 с гаком. Но как трудно преодолеть все сомнения! «Знаешь, кто мы? – говорит Герман. - Два старых краба с нежным панцирем. Мы живем с глазами на затылке, словно будущего нет и быть не может. Мы так до конца и не осознали: они умерли, твой муж и моя жена. Кристина, если постоянно себе говорить, что, потеряв их, мы потеряли всё, то можно не заметить, что мы сами покойники».
«Два старых краба» пользовались большим успехом на Бродвее, не меньший интерес пьеса вызвала в Канаде, Австралии, Европе. И в России на нее есть спрос: «Два старых краба» поставлены во многих театрах страны. В столичных постановках Германа и Кристину играли Татьяна Васильева и Роман Карцев, Инна Чурикова и Геннадий Хазанов. В норильской версии в этих ролях заняты заслуженные артисты России Сергей Ребрий и Нина Валенская. И что интересно, если Ребрий считает, что для него эта роль – некий новый творческий этап, то для Валенской, по ее признанию, Кристина – роль на преодоление.
И дело, пожалуй, даже не в том, что актриса значительно моложе своей героини – ее партнеру тоже еще весьма далеко до почтенного возраста. Просто Герман выписан драматургом более комично и ярко. Говорят, когда во время репетиций Нина Валенская пыталась добавить в свою роль побольше юмора, режиссер ей не позволил – в центре должен быть мужчина, атакующий, обольщающий. И, похоже, Герман и получился именно таким. Чего только стоят его уловки опытного ловеласа, когда он пытается получить согласие своей подруги! Крадет билет на самолет, подкупает рабочих (Андрей Ксенюк и Владимир Тягичев), хвастливо соблазняет ее плотскими радостями… А как потрясающе танцует Сергей Ребрий, когда слышит это долгожданное – я согласна! Как рассказывал актер, в процессе работы над спектаклем он чуть не подрался с балетмейстером Николаем Реутовым, который заставлял его выделывать такие залихватские па. Зато и результат – выше всяких похвал!
К спектаклю вообще очень удачно подобрана музыка – и где только Андрей Федоськин, заведующий музыкальной частью театра, откопал эти раритетные записи кляйзмера Жоры Фридмана? Все происходящее на сцене сопровождают еврейские народные мотивы – то нежные и печальные, то страстные и жизнеутверждающие.
Музыка в спектакле – также как контраст сценическому оформлению. Комната, уходящая в глубь сцены, постепенно пустеющая по ходу действия. На выцветших обоях тени прошлого застыли контурами некогда стоявшей здесь мебели… От этой картины веет холодом одиночества. И только музыка – живая, безудержная! – не позволяет поддаться гнетущей логике происходящего. В финале герои уходят… Куда? Навстречу звездам! «Мы будем молоды всегда, ведь нету возраста у счастья». Любви все возрасты покорны. Вы еще в этом сомневаетесь? Я – нет!
Елена Коновалова