Главная
>
Статьи
>
Обретаем религию, колбасимся в пивнушке, морщим нос от прогрессивности и качаем головой по поводу лености

Обретаем религию, колбасимся в пивнушке, морщим нос от прогрессивности и качаем головой по поводу лености

29.09.2004
1

Antibalas
«Who Is This America?»
2004, Ropeadope

Знакомьтесь, Antibalas Afrobeat Orchestra – именно так полностью называется данный коллектив. Слово «оркестр» ни в коем случае не является художественным преувеличением – в коллективе числится аж 14 человек, плюс к тому на альбоме “Who Is This America?” им помогали еще с десяток приглашенных музыкантов. Чем же эти граждане занимаются такой огромной толпой? Играют то, что вынесено в их название – «афробит». За этим словечком скрывается зажигательная смесь из фанка, джаза, рока и африканских национальных мотивов. Ключевое слово этого предложения – зажигательная; музыка Antibalas Afrobeat Orchestra не просто вызывает желание танцевать, она набрасывается на тебя, хватает за все части тела сразу и заставляет биться в экстазе, сравнимом разве что с плясками последователей культа «вуду». Как если бы из страстного карнавала вам навстречу неожиданно выскочила прекрасная и почти неодетая негритянка и увлекла бы вас в самое пекло бушующих вокруг страстей. Многочисленные барабанщики неутомимо заплетают тугие ритмы, гитара по-фанковски скромно поддакивает раскочегарившемуся басу, а потом в дело вступает огнедышащая духовая секция, и ее звуки раскаленным ножом пронизывают и саму музыку, и воспроизводящую ее аппаратуру, и тело слушателя. Этот эффект ощущается почти физически - когда в самом начале “Indictment” трубы загремят праведным гневом, а барабанщик устроит лавину звука, останется либо умереть на месте от испуга, либо присоединиться к Antibalas в их пляске за правое дело. Во многих песнях слушателей поджидает рояль в кустах, практически в буквальном смысле – несколько раз за альбом случается такое, что ближе к финалу песни из ниоткуда выскакивают совершенно сумасшедшие соло на электрооргане, как, например, в пружинистом фанке “Big Man” или в монументальной 20-минутной “Sister”, которую бьющийся в экстазе орган превращает в идеальный инструмент по моментальному изменению сознания. Музыка, исполненная такого дикого, праведного и неутолимого драйва, была явно послана нам с небес. Аллилуйя, вашу мать!

 

Fatboy Slim
«Palookaville»
2004, Skint Records

Судя по всему, за те четыре года, что Норман Кук, более известный как Fatboy Slim, не радовал нас своими новыми альбомами, в его взглядах на жизнь кое-что изменилось. Потому как от его нового альбома “Palookaville” возникает ощущение, что у него больше нет намерений, снабжать все без исключения вечеринки и танцполы мощными гимнами в стиле сделавшей ему имя вещицы про «Фанк соул браза». Его музыка по-прежнему очень даже танцевальная, вот только танцевать под нее будет сподручней скорее в какой-нибудь весьма позитивной пивной, нежели в навороченном данс-клубе.“Palookaville” получился весьма расслабленным и даже слегка раздолбайским, этакой симпатичной смесью из ленивого рока, задушевного соул и патентованного Куковского биг-бита. Вещи вроде “Long Way From Home” и “Push and Shove” хочется исполнять хором с проверенными друзьями, обнявшись за плечи, а спетую Дэймоном Албарном из Blur “Put It Back Together”, пожалуй, запросто можно признать новым гимном пивного позитива. Забойная и легкомысленная “Slash Dot Dash” с подпрыгивающим басом и задорной серф-гитарой расшевелит любого увальня, а почти единственная на всем альбоме техно-вещь “Jingo” прекрасно чувствовала бы себя в роли саундтрека к Бразильскому карнавалу. Есть здесь даже весьма сентиментальный поп-номер в лучших традициях эстрады 70-х, “North West Three”, вещь чертовски романтичная и обволакивающая. Громких и масштабных хитов, подобных прежним достижениям Кука, здесь не будет, но какая разница, когда весь альбом столь хорош?

 

Thievery Corporation
«Outernational Sound»
2004, ESL Music

Американцы Thievery Corporation играют теплую, сдержанную электронную музыку, нечто среднее между трип-хопом и эйсид-джазом, и приправляют все это дело изрядным количеством ближневосточных мотивов. На “Outernational Sound” участники дуэта решили вспомнить о своих ди-джейских корнях и представили нашему вниманию собственноручно собранный микс самых разных исполнителей. Если вам будут известны имена более чем трех-четырех исполнителей, представленных здесь, я готов снять перед вами шляпу и поклониться – подборка треков выдает в парнях серьезных и увлеченных коллекционеров редкого соул, хип-хопа, афробита (теперь мы уже в курсе, что это такое) и эйсид-джаза. Собственно, в такой вот смешанной стилистике и выдержан “Outernational Sound”, и, к чести Thievery Corporation, звучит он ровно и гладко, словно все эти композиции изначально и были написаны для того, чтобы соседствовать друг с другом. Прекрасная, просто прекрасная коллекция.

 

Threshold
«Subsurface»
2004, InsideOutMusic

Англичане Threshold существуют вот уже 15 лет, и “Subsurface” – их седьмой альбом. Работают эти граждане в стиле, именуемом «прог-металлом». «Прог» – сокращенно от «прогрессивный», термин, обозначающий ту разновидность тяжелого рока, что отличается пристрастием к пространным, сложно структурированным композициям, виртуозным соло, ориентацией на классическую исполнительскую школу и любовью к концептуальным альбомам, посвященным какой-то конкретной тематике. Почти весь этот набор имеется и у Threshold – их вещи длятся минут по семь-восемь, редко следуют схеме «куплет-припев-куплет», и отличаются смертельной серьезностью. Если честно, то все это довольно скучно. Все сделано, как будто по учебнику: здесь у нас такая партия, здесь такая, здесь мы – опа! - сменим ритмическую конструкцию, а дальше будет соло, сначала гитарист, а потом клавишник. Виртуозность есть, это да, а вот задора не хватает катастрофически. Больше, собственно, и сказать-то нечего.

 

Ю-питер/Бутусов
«Биографика»
2004, WWW Records

Популярный американский писатель Стивен Кинг получает очень много писем от поклонников. После того, как он оборвал третью часть своей фантастической саги «Темная башня» в прямом смысле слова на самом интересном месте, количество писем утроилось, и все они были на одну и ту же тему – читатели жаждали продолжения. В одно из писем была вложена поляроидная фотокарточка, изображающая обмотанного цепями плюшевого медведя, а ниже шла подпись: «Напиши новую «Темную башню», а не то медведь умрет». К чему я об этом здесь? Интересно, присылает ли кто-нибудь Вячеславу Бутусову подобные фотокарточки с требованием записать новый альбом? Потому что от альбома «Биографика» создается четкое впечатление, что Бутусову отчаянно не хотелось ничего делать, но кто-то его заставил. Все на «Биографике» несет печать какой-то бесконечной усталости, словно вся эта музыка давно уже у всех участников группы сидит в печенках, и в процессе ее записи музыканты думают о чем угодно, но только не о ней. Мелодии и тексты точно так же кажутся созданными за пару минут, без какого-то напряжения и усилия – что получилось, то и получилось, остальное неважно. Когда в начале песни «Биометрия» Бутусов трагично пропевает «Когда умолкнут…», тут же хочется продолжить «… все песни», однако нет, в данном случае умолкают слова. Вступление к «Песне идущего домой» и вовсе отчаянно напоминает творчество группы «Девятый район». На мой взгляд, серьезный повод для волнения – как можно допустить, чтобы творчество Бутусова напоминало «Девятый район», когда должно быть с точностью до наоборот? Пожалуй, только на мрачноватом «Колесницегонителе» не возникает ощущения, что все заснули. В течение всего альбома хочется сказать музыкантам: «Ребята, не парьтесь вы, не хотите вы музыку писать, так и не пишите. Черт с ним, с этим медведем!».

Иванов-Ножиков

Диски для обзора предоставлены магазином «Погружение»
• пр. Мира, 89, тел. (3912) 22–23–83;
• Магазин «Колизей» — пр. Красноярский рабочий, 89, тел. (3912) 34–84–74
• Магазин «Колизей-2» — ул. Взлетная, 2, тел. (3912) 54–13–31

Рекомендуем почитать