Revolution Studios/Village Roadshow Productions, 2003
До того как «темнота наступила», была редкая встреча с другом детства; домашнее полусухое на томатной пасте за кухонным столом сменилось «Мукузани» под цветущей вишней в ночи… в общем, спать легли не скоро. В 8.15 будильник рассказал мне о моих экстремальных планах сходить на утренний сеанс. Алкоголь блуждал в крови: поход на ужасы с похмельной невыспавшейся головой показался мне не только реальным, но и привлекательным. Причем, настолько, что я, не колеблясь, разбудил мирно спящего друга и предложил в ультимативной форме разделить со мной радость от этого важнейшего, по мнению одной авторитетной личности, вида искусства. Друг не смог выразить свою радость словами: плакал и мычал, что недостоин.
В темном зале добрый голос ведущего детских программ рассказал зловещую историю о некой Матильде Диксон, что питала необъяснимую страсть к молочным зубам, выменивая их у детей на золотые монеты. Дети охотно поощряли невинные причуды Матильды, которую в народе так и прозвали - Зубная фея. Потом в результате несчастного случая тетушка обезобразнела и стала носить маску. Потом в городе пропало два мальчика. Все подумали на Матильду, а так как о презумпции невиновности тогда ещё не знали, скорые на расправу горожане вздернули несчастную в тот же день, когда хватились мальчиков. Потерянные цветы жизни обнаружились на следующий день, но двойное черное дело уже было сделано: мало того, что дети лишились постоянного источника дохода, – умирая, Зубная ведьма прокляла жителей городка Даркнесс Фоллз и обещала много всякого плохого на будущее, особенно детям с выпавшими молочными зубами.
История иллюстрировалась чередой пожелтевших фотографий угрюмых детей с плотно сомкнутыми ртами и зловещей музыкой. Это была завязка. Нам уже страшно, но мы, стесняясь, шепчем друг другу всякую ересь, как будто нам смешно. Наконец началось действие. Даркнез Фоллз 150 лет спустя. Мальчик ложится спать, днем он вышатал себе последний молочный зуб, и ему немного жутко (история с Зубной феей превратилась в легенду). Обстановка напряженная, музыка нервирующая. Неясные тени колышутся на стенах. Что-то откуда-то внезапно выпрыгивает. Ах, это всего лишь подружка. Пубертатный период, дети зреют и целуются, когда, теоретически, у них ещё не все молочные зубы выпали (уверен, что насильственно вышатанный зуб без внешнего давления продержался бы ещё пару дней). Девушка, наконец, уходит. Свежепоцелованный продолжает укладываться. Обстановка ещё напряженней. Инстинкт киномана подсказывает, что следующее «внезапно» не будет таким безобидным. Кто-то начинает гадко, отвратительно шипеть. Не дожидаюсь «внезапного», инстинктивно закрываю глаза, отворачиваю голову и истерично шепчу в ухо друга: «Ну что там?!». «Не знаю», - не менее истерично шепчет друг, жмурящийся в ответственных местах.
На старте этот самый рядовой – да что там, хуже, чем рядовой ужастик, дешевый (то ли 6, то ли 11 млн. долларов), со смешными спецэффектами и ляповым сценарием наадреналинил нас по самое не хочу. Но, увы, это продолжалось только – максимум – первые полчаса. Дальше толпа дебютантов (сценарист, режиссер, актеры) испохабили многообещающее начало, оставив на долю зрителей полную сценарных штампов (как-то: если свет может спасти от зла, значит, во всем городе электричество вырубается по маловразумительным причинам и т.п.) беготню кучки даркнессфолзцев от воспрявшей агрессивной Зубной феи. Ни недосып, ни абстиненция не могли спасти это зрелище: даже в своем печальном состоянии мы не могли не заметить, как бездарно нас пытаются пугать.
Пару лет назад некий Джо Харрис придумал и снял короткометражку «Зубная фея»; некоторое время спустя Джо «расширил и углубил» сюжет до размеров сценария к обычному фильму, решив, что его идея не до конца выработана и ещё способна принести доход. То, что «расширил и углубил» хреново – никто не заметил, компания «Sony» так даже выпустила видеоигру по мотивам фильма, причем, ещё до того, как «темнота наступила» на большие экраны, – так уж они были уверены в успехе. Ну и что, что ошиблись, вряд ли это их разорит. Хотя насчет «ошиблись» это ещё как посмотреть: при всем своем убожестве фильм окупился, провисел в прокате США почти 4 месяца и собрал в три раза больше денег, чем на него было угроблено.
Максим Потемкин