- Я рассказчик. Я просто хочу рассказать историю о чьей-то беде или радости. Поделиться.
(Из интервью Василия Сигарева)
...На сцене, похожей на ринг – Он и Она. Обыкновенная семейная пара, чьи отношения давно уже изъедены ржавчиной быта, общей неустроенностью и привычной скукой. Обоим за сорок, дочка выросла. Он после работы молча прячется за газетой и мечтает о выпивке. Она… А что она? Суетится, раздраженно брюзжит, вечно недовольная. Ситуация, затертая до дыр. И кажется, ничто уже не изменится в этой семье. Или счастье все-таки возможно?...
Речь – о героях антрепризного спектакля Юрия Цехановского "Любовь под гипнозом" по пьесе Василия Сигарева "Детектор лжи". По сюжету Борис Бызов (Виктор Артемьев) не помнит, куда он по пьяни спрятал деньги. Его жена Надежда (Наталья Горячева) вся извелась: нужно ехать к свекрови, родственники на это время просятся пожить, а ну как они денежки-то найдут! Хоть к гипнотизеру обращайся за помощью… "Ой, это вы и есть? Да, вызывали – вот его загипнотизируйте!" Знала бы, о чем просит…
Василия Сигарева часто упрекают в "чернушности". Мол, и финалы у него мрачные, и герои чересчур маргинальные. Но сам драматург считает иначе. В одном из интервью Сигарев заявил, что не может определить границу светлого и темного: "Для меня все мои пьесы – светлые, потому что, пока герой хотя бы просто думает о светлом – он еще Человек".
Во всяком случае, судя по "Детектору", с этим трудно не согласиться. Простая рабочая семья: он токарь, она санитарка. Общаются на типичной для своей среды лексике, густо пересыпанной жаргоном и бранью. ("Да ты же у государства, скотина, прёшь! Оно же у нас и так нищее, а ты его обкрадываешь! Не стыдно?!") С распространенными в этой среде махровыми националистическими и социальными предрассудками. И со своими мечтами о простом человеческом счастье... Кто сказал, что они его не достойны?
Кстати, год назад премьера "Детектора" в Красноярске вызвала острые споры и неприятие многих представителей местной театральной общественности. Досталось всем: самой пьесе, режиссуре, игре актеров. Специально созванный худсовет даже призывал, если не запретить постановку (что просто нонсенс для антрепризы!), то "перекрыть ей кислород", отказав в возможности показа на всех площадках города. Тем самым, обеспечив спектаклю дополнительную рекламу.
И было бы из-за чего копья ломать! Особенно странно слышать о запретах в отношении драматургии: выбор материала для антрепризной постановки – личное дело режиссера. Сигарев же (кстати, молодому уральскому автору нет и тридцати), вопреки чьему-то неприятию, очень востребован не только в России, но и за рубежом. Три года назад в Лондоне знаменитый британский драматург Том Стоппард вручил ему самую престижную театральную премию мира "Evening Standart" в номинации "Самый многообещающий драматург года". В портфеле у автора 16 пьес, и тот же "Детектор" ставился уже как минимум в десятке театров.
В красноярской версии многим не понравилось, что драматический спектакль играют актеры музыкального театра. Казалось бы, ну что они понимают в драме?! Не спешите с оценкой. Несомненно, что все в этой постановке держится на Наталье Горячевой, артистке универсальной и острохарактерной. Многие знают актрису не только по спектаклям в Красноярском театре музкомедии, она также запомнилась своей ролью Лидии Петровны в антрепризной рок-опере "Чудная баба". И ее Надежда в "Детекторе", вопреки всей своей склочности ("гангрена", как обычно называет ее муж), вызывает не только смех, но и сочувствие зрителей. Сама Горячева, рассуждая о своей героине, как-то заметила, что она вообще любит играть "всяких теток, изломанных жизнью": "А то, что я иногда говорю в спектакле грязным языком, не меняет сущности моей героини – так живут многие".
Виктор Артемьев, хотя актерски и уступает своей партнерше, удачно вписывается в этот дуэт своим типажом. У артиста яркая комедийная внешность, и очень легко представить его в образе работяги. Но кто абсолютно не вписывается в спектакль, так сам режиссер Юрий Цехановский. Который не только поставил "Детектор", но и сыграл в нем роль гипнотизера. Точнее, попытался сыграть. Опыт явно неудачный.
Актерские потуги Цехановского, особенно рядом с такой актрисой, как Наталья Горячева, вызывают, мягко говоря, неловкость. Когда-то за свои актерские работы он был удостоен звания Заслуженного артиста России. Судя по "Детектору", это кажется недоразумением. Возможно, что Юрий Цехановский просто разучился играть (не случайно же многие актеры, уйдя в режиссуру, считают, что совмещать эти профессии невозможно). Но вопрос – умел ли?.. Такое ощущение, что он совершенно не представляет, как двигаться по сцене, как говорить, его реплики пусты и натужны. Он попросту мешает своим партнерам.
Да и работа Цехановского как постановщика не настолько здесь заметна. Есть так называемые режиссерские спектакли, где каждое движение, каждая мизансцена выстроены до миллиметра. "Детектор лжи", по большему счету, актерский спектакль, который держится исключительно на актерской индивидуальности, умению импровизировать. Поменяется героиня – и спектакль рассыплется, как карточный домик…