Audioslave
«Out of Exile»
2005, Epic
Доктор, отложите электрошок – кажется, мы их уже потеряли. Когда-то, лет этак десять назад, вокалист Soundgarden Крис Корнелл и гитарист Rage Against the Machine Том Морелло стояли плечом к плечу в немногочисленных рядах тех, кто по всем показателям должен был вдохнуть в рок-музыку новую интересную жизнь. Теперь же вторым альбомом группы Audioslave, образовавшейся после того, как Корнелл присоединился к трио музыкантов RATM, они уничтожают последние остатки надежды на то, что они еще в состоянии сделать что-нибудь подобное. Морелло, числящийся в некоторых кругах едва ли не богом гитары, явно исчерпал свой запас идей – на альбоме нет ни единого риффа, звучащего хоть сколько-то бодро и живо. О способности потягаться во взрывоопасности с его собственными старыми вещами вроде “Wake Up” даже и говорить не приходится. Уже тот факт, что самые лучшие соло на этом альбоме являются одновременно самыми традиционными (например, в “Be Yourself”), говорит о многом – Морелло явно загнал сам себя в угол и теперь способен только пережевывать свои собственные старые идеи. Что же до Корнелла, то он, похоже, метит на позицию этакого Боба Дилана своего поколения – судя по песням на “Out of Exile”, ему больше хочется сидеть на крылечке в старом скрипучем кресле и гнусавить под гитару глубокомысленные банальности, нежели возглавлять громкую и опасную рок-команду. Иногда генетическая память дает о себе знать, и группа вдруг, словно неожиданно для самих себя, выруливает на колею размашистого драйва, как в финальных двадцати секундах “Drown Me Slowly” или в припеве “Doesn’t Remind Me”, отчаянно-лихой поп-рок песенки, которая была бы весьма приличной, если бы не бесконечно идиотский текст. Будь весь альбом исполнен в такой хлесткой и энергичной манере, группе можно было бы поставить уверенный зачет – а так их остается только с сожалением вычеркнуть из списка интересных артистов, за чьим творчеством имеет смысл следить. Впрочем, одну песню с “Out of Exile” все же имеет смысл спасти – очаровательно-легкомысленную “Dandelion”, неожиданно замечательный кусочек психоделического поп-рока в лучших традициях 70-х.
Nouvelle Vague
«Nouvelle Vague»
2005, Peace Frog
Если перевести название этого проекта с французского на английский, получится “new wave”; если на испанский, то “bossa nova”. В этой лингвистической многозначительности кроется секрет к пониманию творчества Nouvelle Vague – потому что участники этого проекта берут песни, написанные в период расцвета нью-вэйва, и превращают их в воздушную босса-нову. Несмотря на то, что сама идея перепевок Joy Division, The Clash, The Cure и Dead Kennedies в стилистике босса-новы попахивает идиотизмом, Nouvelle Vague проворачивает это дело с удивительной элегантностью. Основной их заслугой является то, что в их интерпретациях нет ни грамма кича – наоборот, они вовсю стараются продемонстрировать, что под слоями пост-панковского отчаяния и шумных гитар в оригиналах бились сердца чистых и нежных мелодий. Открывает процедуры предельно деликатная версия классической вещи Joy Division “Love Will Tear Us Apart”, которая задает стандарт всему остальному. Среди наиболее удачных моментов – нежнейшая перепевка “In a Matter of Speaking” группы Tuxedomoon, “Guns of Brixton” The Clash, превращенная в нахмуренный акустический даб, и сохранившие всю таинственность оригиналов версии “A Forest” The Cure и “Psyche” Killing Joke. Главная прелесть проекта Nouvelle Vague заключается в том, что он умудряется играть на обоих полях сразу – отсутствие знакомства с оригиналами ничуть не испортит удовольствие от этой музыки, но в то же время поклонники групп, подвергшихся переделкам, проникнутся альбомом ничуть не меньше.
Oasis
«Don’t Believe the Truth»
2005, Epic
«Это наш чертов лучший альбом!», – довольно хвастается в интервью Ноэль Галлахер. «Мы – лучшая группа на свете, – вторит брату Лайам. – Мы настоящие гении. Если бы меня посадили между Джоном Ленноном и Бобом Диланом, я бы чувствовал себя вполне на своем месте». Всё, как всегда – братья Гэллахеры продолжают бахвалиться направо и налево с таким упорством, что журналистам уже надоело язвить по этому поводу. После этаких высказываний не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что никакие Oasis не гении, и “Don’t Believe the Truth” вовсе не лучший их альбом. Однако далее следует одно «но», причем большое и важное – он существенно лучше, чем его предшественники “Standing on the Shoulders of Giants” и “Heathen Chemistry”. Нет, тут не обошлось без своих нелепостей, вроде “Guess God Think I’m Abel” или “Part of the Queue”, но по большей части Oasis звучат так, как будто им снова интересно все это играть. Порой они позволяют себе даже немного изменить свое звучание – “Mucky Fingers”, хоть и слизанная почти один в один с “I’m Waiting For The Man” The Velvet Underground, звучит очень свежо и может похвастаться отличным соло на губной гармошке в финале. Неожиданно хороши оказываются и размашистые акустические номера “Love Like a Bomb” и “The Meaning of Soul”. “Don’t Believe the Truth” стоит в качестве этакой золотой середины творчества Oasis – до их лучшего он всё же недотягивает, однако и с их худшим его тоже не сравнить.
Небо здесь
«Всё или ничего»
2005, Гранд рекордс
Для музыкантов, утверждающих в интервью, что на сочинение своей музыки их вдохновляет поиск гармонии, парни из «Неба здесь» кажутся чересчур уж депрессивными типами, по крайней мере, если пытаться судить по текстам песен на альбоме «Всё или ничего». Материал для этого альбома они написали еще в прошлом году, работая над предыдущим альбомом «Мертвый сезон» – им попросту не удалось вместить всё, что они записали, на один альбом. И хорошо, что не удалось, думается во время знакомства со свежей работой группы, потому что даже она одна при пятнадцати треках кажется слишком уж утомительно-длинной. Разнообразие песен не является сильной стороной группы, так что уже треку к десятому их сумрачное гитарное шарканье заметно приедается. Выделять какие-то треки не представляется возможным – все они сливаются в общую, мало различимую массу. Вот разве что выскочит в середине альбома действительно интересная вариация на тему песни «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?», но после нее группа тут же соскальзывает обратно в мутные воды хмурого пост-гранджа.
Кровосток
«Река крови»
2005, ZDA-Rec
Ой, мама, какие страсти творятся на пластинке проекта «Кровосток» – это слышать надо! Показательный случай, когда название альбома надобно воспринимать буквально – реки крови, текущие в текстах «Кровостока», вовсе не метафорические, а самые натуральные. Надпись на обложке предупреждает – «секс, мат, насилие»; и «Кровосток» не красуется, всего этого дела на альбоме столько, что уши порой готовы свернуться в трубочку. Впрочем, это только поначалу – когда дело доходит до песни «Лобстер-пицца», в которой закинувшийся коксом лирический герой в обнаженном виде расстреливает с двух рук из автоматов вломившихся в дверь ментов, не прерывая при этом (да простят меня дамы за подробности) анального сношения с 15-летней школьницей, закрадывается смутное подозрение, что с «правдой жизни» здесь эм-си под красочным ником Шило несколько переборщил. Подробное изучение вопроса подтверждает подозрения, поскольку выясняется, что за названием «Кровосток» скрывается троица московских свободных художников, решивших создать вот такой вот российский, ультражестокий вариант гангста-рэпа (так и тянет сочинить какой-нибудь хлесткий ярлычок типа «братва-рэп») в свободное от основной работы время. Все сразу встает на свои места – и небрежный, крайне минималистский хриплый бит, звучащий будто бы насмешкой над сочным и заковыристым звучанием заокеанских собратьев, и лениво-гнусавая манера читки, и предельная насыщенность текстов вышеупомянутым сексом, матом и насилием. При этом с тем важным для любого рэппера качеством, которое принято называть “flow” (течение текста, если приблизительно), у Шила все в порядке – в его версии что жестокие разборки с бандой наркоторговцев («Белый ягуар»), что встреча с компаний агрессивно-настроенных дворовых отморозков за гаражами («Бакланы») приобретают размах эпической криминальной драмы. Попутно «Кровосток» умудряются всунуть в бесконечную череду кровопускания и членовредительства необычайно нежную (даже несмотря на наличие нескольких моментов из серии «детям до 16») вещь о любви «Теряю голову» и бескомпромиссный гимн повседневности «Жесть». После появления подобного альбома солидной части российских рэпперов по-хорошему надо было бы съесть собственные сердца. Без соли.
Иванов-Ножиков, человек с магнитофоном в голове
• пр. Мира, 89, тел.
• Магазин «Колизей» — пр. Красноярский рабочий, 89, тел.
• Магазин «Колизей-2» — ул. Взлетная, 2, тел.