В ролях: Карл Урбан, Дуйэн «Скала» Джонсон, Розамунд Пайк, Брайан Стил, Декстер Флетчер, Раз Адоти, Ричард Брэйк
Ну нет. Не этого мы ждали. Ни те из нас, кто десять с лишним лет следил за тем, как проект экранизации главной компьютерной игрушки нашего поколения болтался в аду киношного долгостроя. Ни тот мальчик лет пятнадцати, сидевший в кино передо мной, которому, в сущности, просто хотелось, чтобы в кино ему сделали весело и страшно, о чем он не преминул сообщить своему приятелю, радостно заявив, что он забыл взять с собой памперс. Не проблема, парень, не проблема – не думаю, что хоть одна из сцен «Дума» могла вызвать у зрителей столь сильный эстетический шок. Да что там, за время его просмотра меня лично ни разу даже не посетило рефлекторное желание сохраниться.
Сразу разберемся с главной проблемой фильма – с монстрами. Их количество – самое натуральное оскорбление для любого, игравшего в «Дум» в старшем школьном (или любом другом) возрасте. Их очень мало, как в плане поголовья, так и в плане разновидностей. Кто из игравших в «Дум» не вспоминает с теплотой в душе плюющихся огнем горячих голов? А здоровенных дубин с пулеметами, встречавших тебя, стоя по две стороны от прохода на постаментах? Пауков с огромным мозгом? Здоровенного рогатого козла, наконец, поджидавшего тебя где-то ближе к финальным уровням? Так вот, никого из этих ребят в фильме НЕТ. Есть только однотипные чудовища, в которых превращаются люди после укуса одного такого же чудовища – и всего их в фильме столько, что можно пересчитать по пальцам. Есть также инфицированные люди, похожие на обычных зомби (привет, «Обитель зла»!), да еще один персонаж разнообразия ради почему-то превращается в слегка другое существо, нежели все остальные. Кстати говоря, это его превращение слегка противоречит общей псевдонаучной логике сюжета – и хорошо бы было, если бы фильм забивал на свои собственные правила чуть чаще. А то для фильма, основной идеей которого является беспредельное мочилово с участием ужасающих монстров, в «Думе» слишком много (и слишком глубокомысленно) говорят. Меня вообще ставит в тупик эта страсть подводить под беспредельное мочилово какую-то идеологическую базу, столь часто встречающаяся в экранизациях подобных «произведений». Нам, конечно, любопытно узнать, откуда вдруг взялись ужасающие монстры, но не в том случае, когда обсуждение этой проблемы занимает больше экранного времени, нежели их методичное уничтожение. Это же «Дум», ёшкин кот, а не Серьезная Научная Фантастика!
За то долгое время, что «Дум» торчал в списке «разрабатываемых» проектов, с ним связывали имена целой кучи режиссеров разной степени известности. Одно время им вроде бы собирался заняться аж Джэймс Кэмерон – но он, в конце концов, предпочел «Титаник». Выбор бывшего оператора Андржея Бартковяка оказался, мягко говоря, не самым удачным вариантом. Бартковяку, похоже, решительно все равно, о чем снимать фильмы – о запретных ли взаимоотношениях китайца и негритянки («Ромео должен умереть»), о не менее запретных, если задуматься, взаимоотношениях ли Стивена Сигала и рэппера DMX («Сквозные ранения»), или о том, как толпа серьезных мужиков с большими пушками бродит по темным коридорам в поисках огромных чудовищ. «Дум», собственно, ни на грош не отличается от любого другого фильма, где толпа серьезных мужиков с большими пушками бродит по темным коридорам в поисках огромных чудовищ – вспоминаются сразу и «Чужие», и «Блэйд-2», и «Обители зла», и много чего еще. Бартковяк вместе со сценаристами совершенно не утруждают себя придумыванием чего-то нового. Вот у одного из солдат, отделившегося от группы, начинает мигать и гаснуть фонарик – ясно, сейчас его сожрут. Хрум, хрясь, готово. Вот еще один отделился от остальных и засел в туалете на унитазе – с ним тоже все ясно. Хрум, хрясь, готово.
В финале же эти самые сценаристы устраивают и вовсе нечто непотребное – переключают фокус истории с борьбы с чудовищами на противостояние Хорошего Солдата, который хочет всех спасти, и Плохого Солдата, который хочет всех убить, так, на всякий случай, вдруг заразился кто. И что мы имеем в результате? То, что в экранизации «Дума» финальная битва происходит между человеком и … человеком! Они там оба, конечно, уже не совсем человеки, так что схватка у них происходит соответствующая – с сиганием под потолок, пробиванием стен телами друг друга и прочими анимешно-матричными стандартами. Финальная битва в том же «Блэйде-2», проходившая по схожим правилам, была в разы интереснее этой насквозь вторичной сцены. За этой следишь, с трудом подавляя зевоту. И лишь пулеметная дробь звучащих на финальных титрах Nine Inch Nails как-то встряхивает и будоражит, и от нее, и только от нее, возникает вдруг то острое желание, которое должен был, по идее, разбудить сам фильм. Да, именно – по возвращению домой загрузить «Дум», набрать заветные буквы IDDQD, выбрать пушку помощнее (моя любимая была на F5) и мочить, мочить, мочить тварей. Не забывая сохраняться.
Серж Кочерыжкин
Автоответчик и бронирование билетов - (3912) 911-001