Kate Bush
«Aerial»
2005, EMI
«Послушай “Tommy” при свечах, и ты увидишь всё своё будущее», говорила старшая сестра юному герою фильма «Почти знаменит». Если бы у меня в данный момент имелся младший брат, нуждающийся в подобных наставлениях, я бы, пожалуй, предложил ему вместо рок-оперы группы The Who новый альбом Кейт Буш. Последний раз мы слышали о Кейт Буш двенадцать лет назад – тогда вышел ее последний альбом “The Red Shoes”, который был, положа руку на сердце, так себе. И вот сейчас, когда поклонники уже устали выдвигать предположения о том, чем же может заниматься эта чудесная женщина, одно эксцентричнее другого, она вдруг тихонечко, без лишнего шума, подарила нам свою новую работу. Двойной альбом, состоящий из двух самостоятельных частей – “A Sea of Honey” и “A Sky of Honey”. Ничего революционного здесь нет, это все та же теплая, слегка загадочная и прекрасная поп-музыка, что Кейт Буш выдавала всегда, но слышать ее в лучшей форме – удовольствие несказанное. Эта простая на первый взгляд, но полная каких-то неразгаданных и непостижимых смыслов музыка проникает в самую суть, независимо от того, поет ли она об Элвисе Пресли под аккомпанемент пунктирного даба («King of the Mountain»), или превращает наблюдение за стирающейся в машинке одеждой в невероятно сексуальную элегию, названную именем собственной домохозяйки (“Mrs. Bartolozzi”). На втором диске Кейт Буш и вовсе берет на себя невероятную задачу рассказать об одном, самом обычном дне и превратить этот рассказ в эпическое повествование об окружающей нас Вселенной. Удивительно, но ей удается – вся вторая половина альбома, от медитативного “Prologue” до напряженного рокового финала “Aerial”, пронизана четким ощущением встречи с чем-то прекрасно знакомым и в то же время фантастическим и волшебным. Об этом альбоме стоит писать масштабные исследовательские работы, а не простые рецензии. Скажу лишь, что это без сомнения одна из самых ярких, таинственных и запоминающихся работ этого года. Слушать в обязательном порядке и по много-много раз. Можно и при свечах.
Clint Mansell
«Doom: Original Motion Picture Soundtrack»
2005, Universal
Карьера кинокомпозитора Клинта Манселла отличается некоторым своеобразием – глядя на ее извилины, совершенно невозможно понять, что они иллюстрируют, историю резкого взлета или невероятного падения. С одной стороны, за какие-то пять-семь лет Манселл превратился из бывшего члена малоизвестной поп-команды (в первой половине 90-х он возглавлял группу Pop Will Eat Itself, преступно недооцененный коллектив постмодернистской поп-музыки) в одного из самых востребованных кинокомпозиторов – и с этой точки зрения налицо внушительный прогресс. С другой же, начав первые шаги в кино с весьма авангардных работ у Даррена Ароноффски (его саундтрек к «Реквиему по мечте», написанный совместно с The Kronos Quartet, просто обязан входить в десятку лучших саундтреков за всю историю кино), он постепенно докатился до озвучивания масштабных и дорогостоящих, но совершенно не творческих блокбастеров. Вроде «Дума». Соблазн назвать такой изгиб творческой биографии деградацией, конечно, велик, но к чести Манселла стоит заметить, что саундтрек к «Думу» в отрыве от картинки звучит довольно прилично. Более того, единственным недостатком этого саундтрека является, по большому счету, сам фильм, для которого он написан. Свою работу Манселл выполнил на отлично – сочинил кучу мрачной, напряженной музыки, где-то на стыке пугающей электроники, таинственного минимализма и грохочущего «хэви-металл». А в самом конце он еще и припаял совершенно фантастический ремикс на композицию Nine Inch Nails “You Know What You Are?”, в три минуты десять секунд которого вместилось в разы больше ярости и энергии, чем в сам фильм целиком. Так что никакой деградацией в данном случае и не пахнет – даже если сам фильм, для которого Манселл пишет музыку, и оставляет желать лучшего, за свою работу в нем ему никогда не будет стыдно.
Кипелов
«Реки времен»
2005, CD-Максимум
Первые же звуки, которые появляются при включении нового альбома группы «Кипелов», внушают немало надежд – альбом начинается с отличной басовой партии, вполне подошедшей бы каким-нибудь именитым монстрам вроде Metallica или Megadeth. Впрочем, когда через несколько секунд песня открывающая песня «На распутье» добирается до своего главного гитарного рифа, становится ясно, что надежды были зря – это всё та же «Ария», только с чуть более модерновым, плотным звуком. Впрочем, «модерновость» этого звука – вопрос тоже довольно сомнительный. Примерно так зазвучали в середине 90-х трэш-группы второго эшелона вроде Overkill и Exodus, когда решили под влиянием гранджа и все более крепнущего движения альтернативного металла сделать себе «новый» саунд. Нормальный героический “power-metal”, короче говоря – то, чем Валерий Кипелов занимается уже давно, и от чего, судя по всему, отказываться не собирается. Музыканты в его группе подобрались опытные – два гитариста перебрасываются сольными партиями, как опытные теннисисты мячиками. Тексты Маргариты Пушкиной исполнены привычного пафоса – впрочем, порой в них проскальзывают довольно загадочные моменты неизвестного происхождения. Так, текст песни «Дыханье тьмы» таинственным образом пересекается с содержанием российского «блокбастера» «Зеркальные войны» – произведения, мягко говоря, совершенно нелепого. С чего вдруг кому-то вздумалось написать по мотивам этого фильма песню – тайна великая.
Звери
«Миксы»
2005, CD Land
Если вам когда-либо приходила в голову нелепая мысль о том, что получилось бы, если бы группа «Звери» вдруг полностью ассимилировалась с группой «Руки вверх!», то я могу вам сказать на это две вещи. Во-первых, вы невероятно смелый человек с очень крепкими нервами, ибо только такой человек может спокойно и без паники задумываться о явлениях столь разрушительных для сна, психики и мироздания в целом. А во-вторых, ответ на свой вопрос вы могли бы получить вот на этом самом диске под простым названием «Миксы». Ибо основной творческий принцип, исповедуемый участниками этого сборника – это переосмысление песен группы «Звери» в формате дискотечного русского народного «дынц-дынц-дынц». Искать здесь какие-то радикальные эксперименты бессмысленно – все композиции построены по одному и тому же рецепту. В первую очередь я бы рекомендовал этот диск доморощенным ди-джеям из старших классов – если поставить такое на школьной дискотеке, можно гарантированно заручиться расположением множества своих одноклассниц (если вам, конечно, необходимо расположение поклонниц творчества группы «Звери»).
Массква
«Массква»
2005, Мегалайнер
Лере Масскве всего семнадцать лет, и многие музыкальные обозреватели сейчас упорно прочат ей большое будущее. Что ж, оно вполне возможно – поёт девушка весьма неплохо, песни пишет правильные, мелодичные, про любовь, и всё такое. Одно только смущает – то, что после Земфиры таких вот девушек с гитарами, исполнявших трепетный поп-рок, появлялось уже великое множество. Появлялось и пропадало. Кто сейчас помнит о певице по имени Душа? (Я, впрочем, и сам не уверен, что звалась она именно так, а не как-то иначе). А ведь была, была такая – и пела что-то очень похожее, трепетное и поп-роковое. И не одна она была такая – были Юты, были Мары, и всем им прочили большое будущее, и все они так этого самого большого будущего и не дождались. Какое место займет в этом ряду Массква, пока непонятно – может, ее творчество таки превысит критическую массу, и она взмоет сверкающей кометой к небесам всенародной известности. А вполне может и шлепнуться в ту же самую братскую могилу общего равнодушия, где уже загорают несколько таких девушек. Посмотрим.
Иванов-Ножиков, человек с магнитофоном в голове
• пр. Мира, 89, тел.
• Магазин «Колизей» — пр. Красноярский рабочий, 89, тел.
• Магазин «Колизей-2» — ул. Взлетная, 2, тел.