Главная
>
Статьи
>
Стивен Фрай «Теннисные мячики небес»

Стивен Фрай «Теннисные мячики небес»

04.08.2003
2
  ...Господи, да я же пишу
«Графа Монте-Кристо»!

Стивен Фрай


Есть люди, которым удается совмещать множество разных вещей. Стивен Фрай – как раз из их числа: он играет в кино и театре, ведет популярную рубрику в Daily Telegraph, пишет статьи для журналов, выступает на радио, ректорствует в университете Данди, дружит с принцем Чарльзом, легко афиширует свою гомосексуальность и слывет «самым блестящим человеком в Англии». Иногда Фрай чувствует приливы вдохновения, и тогда он забивается подальше от людей и пишет романы, от которых критики приходят в восторг и нарекают его «национальным сокровищем». Романов уже целых четыре. В этом году «Фантом Пресс» выпустил первый роман Фрая, дав, наконец, возможность и российскому читателю познакомиться с «национальным сокровищем Британии».

«Теннисные мячики небес» - захватывающая история любви, зависти и мести. Все ярко, образно и динамично, ну прямо как в спилберговских фильмах про Индиану Джонса. Если про любовь – то искренне и пронзительно до слез, а жестокость у Фрая выходит так красочно и бесстрастно, что временами «мячики» напоминали мне сумасшедшую кинговскую «Мизери». Фрай умен и потрясающе внимателен к деталям. Условно говоря, его роман не просто хорошо утоптанная дорожка, по которой бредешь за фантазией писателя, всегда строго вперед, не различая окружающего пейзажа, – нет, это не просто дорога, это объемная картинка: Фрай поработал над каждым камушком дороги, над каждой травинкой у обочины, над деревьями в стороне и изгибами гор у горизонта. Дойдя до конца дороги – в смысле, до финала книги – с удовольствием пройдешься по ней ещё раз, уже не несясь вперед во весь опор, а медленно и с удовольствием оглядываясь по сторонам. Писатель психологичен и внимателен к мелочам: как раз, как я люблю – по ходу романа видишь во всех подробностях не только главного героя, но и всех второстепенных персонажей, от особенностей их мышления до устройства быта. Как будто немного поживешь в Англии и побудешь всеми ими.

«...Прежде всего имя. Эшли. Эшли. ЭШЛИ. Сколько его ни пиши и сколько ни произноси, ничего не поможет. Оно отдает пивным, сигарным смрадом коммивояжеров в притемненных очках и коротких дубленках. «Эшли» к лицу учителю физкультуры – Эшли говорит: «Твое здоровье, кореш» и «Глянь-ка, солнышко вышло». Эшли водит «воксхолл». Эшли носит нейлоновые рубашки и штаны из шерсти с полиэфирным волокном, рекламируемые как «брюки для досуга». Эшли обедает в час второго завтрака, а ужинает, когда люди обедают. Эшли говорит «уборная». В рождество Эшли вешает на окна с двойными рамами китайские фонарики. Жена Эшли читает «Дейли мейл» и украшает телевизор кружавчиками. Эшли мечтает о гудронной подъездной дорожке. Эшли никогда ничего не добивается в жизни. Эшли проклят...».

В общем, очень и очень велика вероятность, что почти полтысячи этих крохотных страниц вы осилите легко и с удовольствием. И девочки, и мальчики, и стар, и млад. А теперь сюрприз. Этот роман – официально признанная самим Фраем кавер-версия «Графа Монте-Кристо», своеобразный литературный римейк Дюма. Впрочем, Фрай уверяет, что это не специально: сначала ему в голову пришел сюжет, он придумал название, и даже вкратце набросал план будущего романа, и только потом у него возникло «ужасное чувство, что это уже когда-то было». Конечно, он быстро вспомнил, «где и у кого это было», но идею свою не оставил. Он решил «оживить» Дюма, переработал сюжет и вставил туда порядка пятнадцати пересечений с «Монте-Кристо». Пишут, что у себя на сайте Фрай даже устроил что-то вроде соревнования для внимательных читателей.

Дело происходит в современной Британии, главный герой «Теннисных мячиков небес» хоть и не граф, но представитель древнего аристократического рода, сын влиятельного политика. Нед Мэддстоун доброжелателен, хорош собой, юн, влюблен, и у него блестящие перспективы на будущее. Он слишком хорош, вызывающе благополучен, – таких не любят, таким отчаянно завидуют. По вине завистливых однокашников Нед выпадет из жизни, лишившись всего: отца, любви, свободы, своей молодости, наконец. Вернувшись через много лет, Нед примется изощренно мстить за свою загубленную жизнь. В общем-то, можно было и не пересказывать, правда?

Елизавета Калитина

Рекомендуем почитать