Cocteau Twins
«Lullabies to Violaine: Singles and Extended Plays 1982-1996»
2006, 4AD
При разговоре о шотландском трио Cocteau Twins чертовски сложно удержаться от восторженной мифологизации всего их творчества. В конце концов, на свете не так много групп, чья музыка кажется скорее творением стихий, нежели делом рук простых смертных – ну, или как минимум неких сказочных существ, обитающих в параллельных реальностях. В их песнях будто сходятся в танце земля и воздух – Cocteau Twins прекрасно владеют редчайшим умением быть одновременно резкими и эфемерными, сочетать глухие, угловато-колючие низы с взмывающими ввысь ослепительными, словно яркое летнее солнце, гитарными партиями. К такому ни на что не похожему звучанию прилагается и еще один элемент, восхитительный голос Элизабет Фрейзер, поющей, словно настоящая сирена – сладко, завлекательно, сказочно и немного пугающе, как и положено существу совершенно иного порядка. “Lullabies to Violaine”, на котором, как видно из названия, собраны все синглы и мини-альбомы группы за 14 лет их существования, получился не просто сборником – это самый настоящий роскошный подарок всем, кто захочет его получить. Как и многие другие группы 80-х, Cocteau Twins не считали синглы и мини-альбомы вторичными по отношению к полнометражным пластинкам (из которых любимыми до сих пор остаются “Treasure” и “Heaven or Las Vegas”), и выкладывались на них с такой же отдачей. Разбирать по косточкам эти 59 песен практически бессмысленно – перед нами четыре диска сказочной, неземной красоты, воплощенной в музыке. Божественно.
Stone Sour
«Come What (ever) May»
2006, Roadrunner
Вот она, верность корням – Кори Тэйлор и Джеймс Рут, вокалист и гитарист Slipknot, начинали именно в этом коллективе, но, когда там что-то не задалось, покинули его ради работы в Slipknot. Когда же Slipknot добились заметного успеха, Тэйлор с Рутом разыскали бывших коллег и возродили коллектив – это уже вторая пластинка Stone Sour за последние четыре года. Сами музыканты описывают собственную музыку как смесь из Metallica и Alice In Chains. По “Come What(ever) May” понятно, что они действительно метят столь высоко, однако на деле ровней им скорее стоит признать кого-нибудь вроде группы Godsmack. Те же рубленые гитарные партии, те же пост-гранджевые распевы, исполненные, правда, чуть более мощно и агрессивно – вот и весь нехитрый рецепт Stone Sour. По большей части они похожи на этакого младшего, более сентиментального и склонного к мелодраматизму братишку при совершенно безбашенном старшем, в чьей роли выступает Slipknot. Порой они стремятся играть помощнее, как в резких номерах вроде “30/30-150” или “Reborn”, где Тэйлор вспоминает про свой фирменный устрашающий рык; а иногда идут совсем в обратную сторону, как в совершеннейшем поп-роке песен “sillyworld” и “Through Glass”, звучащих почти как Foo Fighters. Музыканты в Stone Sour собрались, безусловно, талантливые – Тэйлор уверенно демонстрирует все стороны своего многогранного вокала, гитаристы Рут и Джон Рэнд по очереди выдают отменные соло (в этом плане особенно отличился Рэнд в композиции “Hell & Consequences”), а ударник Рой Майорга, отстучавший две альбомные вахты в составе Soulfly, играет лихо и раскованно. Жаль только, что существенная часть материала группы не отличается хоть какой-то оригинальностью – из 12 номеров пластинки выделяется в лучшем случае треть. Эти парни явно способны на большее.
The Concretes
«In Colour»
2006, Licking Fingers
Милый акварельный поп шведского разлива, словно выпрыгнувший к нам из какого-нибудь позитивного, но неторопливого мультика. В музыке слышны скрипочки, дудочки, флейты и аккордеончики, а вокалистка Виктория Бергсман поёт со сдержанным любопытством пластилиновой Красной шапочки, прогуливающейся по тропинке и с интересом изучающей пластилиновый лес вокруг. Непритязательная, но чертовски притягательная музыка – в нарочитой скромности The Concretes есть какое-то очень простое человеческое удовольствие, отчасти схожее с прогулкой по аллее в погожий осенний денёк. Вроде бы и не сделал ровным счётом ничего, а на душе почему-то хорошо. Так и с The Concretes – ничего такого особенного в их музыке нет, но слушать их чрезвычайно приятно. Особенно когда они выдают песни вроде “Fiction”, которая даёт примерно понять, что получилось бы, если бы Velvet Underground попробовали записать песенку для детской утренней передачи.
Neversmile
«Миллиарды минут»
2006, Neversmile
Дебютный мини-альбомчик питерских эмо-боев Neversmile – пять зубастых, громких песен, рвущий колонки гитарный хруст, истеричный надрывный вокал, депрессивные тексты, всё как по учебнику. В списках групп, на которых молятся участники этого коллектива, ходят всё те же обычные подозреваемые – Korn, Slipknot, Deftones, Glassjaw, немножко Sparta. Финальный трек «В открытую рану» – прямо-таки дистиллированное подражание Deftones, вплоть до употребляемой вокалистом Юджином манеры растягивать одно слово на целую строчку текста, свойственной Чино Морено. Впрочем, стоит заметить, что всеми теми приёмами, что сделали их вдохновителей столь значимыми для мировой тяжелой музыки коллективами, Neversmile овладели вполне – они ловко сочетают вполне мелодичные куплеты с брутальными, рубящими наотмашь припевами, в которых Юджин заходится в надрывном крике, жонглируют непривычными музыкальными размерами и расцвечивают своё звучание любопытными бэкграундными вставками. То есть, форма уже отшлифована, как следует – пора уже браться и за содержание, которое пока не годится ни к черту. До конца этого года Neversmile должны выпустить первый полнометражный альбом – посмотрим, что они запишут там.
Noiz Orchestra
«Проявка»
2006, Bad Taste
Похоже, основателям «Детей Пикассо» Гае и Карену Арутюнян стало немножечко скучно на своём основном месте работы, и они решили чуть-чуть пошалить. Именно так родилось то форменное безобразие, что было наречено Noiz Orchestra (Шумовой оркестр) – брат и сестра Арутюнян скооперировались в рамках этой формации с питерским электронщиком, выступающим под псевдонимом Рихтер, и венгерским саксофонистом Иштваном Гренчо, и записали «Проявку», пластинку бойкую, юркую и изворотливую. Диапазон игрищ Noiz Orchestra на этом альбоме чрезвычайно широк – атмосферные дуэты гитары и позвякивающих чайных ложечек («Чай»), цинично ухмыляющийся трип-хоп с кларнетом и кровожадными считалочками в текстах («Сувенир»), блаженные эмбиентные интерлюдии («Сон»), электрифицированные джаз-ноктюрны, переходящие едва ли не в эмбиент-техно («Проявка»), пионерская электронная колыбельная, неожиданно проглатываемая ломаным и нечеловечески громким басовитым нойзом, в то время как Гая выкрикивает одну и ту же фразу «Продавцы мороженого злые!» («Продавцы мороженого»). Вокал Гаи Арутюнян, кстати, играет совершенно особую роль на «Проявке» – практически каждую вещь она исполняет с совершенно неподражаемой интонацией примерной в глазах взрослых девочки, что с нескрываемым любопытством втыкает булавки в случайно севшую ей на письменный стол бабочку. Хулиганство чистой воды, спору нет – но хулиганство людей столь талантливых как минимум заслуживает интереса. К тому же заканчивается это хулиганство совершенно сногсшибательной 15-минутной вещью «Водоросли» – пугающей, гипнотической композицией, которая навсегда оправдывает Noiz Orchestra перед лицом вечности.
Иванов-Ножиков, человек с магнитофоном в голове
• пр. Мира, 89, тел.
• Магазин «Колизей» — пр. Красноярский рабочий, 89, тел.
• Магазин «Колизей-2» — ул. Взлетная, 2, тел.