Главная
>
Статьи
>
«Таксист», как «сын ошибок трудных»

«Таксист», как «сын ошибок трудных»

22.12.2006
1

В Красноярском ТЮЗе выпустили комедию Рэя Куни «Слишком женатый таксист». С коммерческой точки зрения выбор беспроигрышный – сегодня пьесы этого британского комедиографа пользуются бешеной популярностью во всем мире. Непонятно другое – само появление такого материала на сцене молодежного театра.

К репертуарной политике ТЮЗа я еще вернусь. Прежде – о его последней работе. К премьерам не принято предъявлять больших претензий, обычно есть надежда, что со временем спектакль обыграется. Но, увы, после каждой постановки этого театра надежд остается все меньше и меньше.

Такое ощущение, что артисты в нем играют кто во что горазд, опираясь на личные способности и опыт, а отнюдь не на режиссерские указания. «Таксист» – не исключение: многие комедийные возможности пьесы здесь даже не использованы. Интрига раскручивается настолько вяло, что иногда с трудом подавляешь зевоту. Что, по меньшей мере, странно: сюжет этой истории – одна сплошная хохма. Любвеобильный таксист Джон Смит живет на два дома. В каждом из них его ждет супруга. Оставлять обеих жен в неведении таксисту помогает тщательно организованный график. Но однажды Джон его нечаянно перепутал… И понеслось – чем больше попыток выкрутиться, тем сильнее он вязнет в своем вранье. Богатый простор для фантазии постановщика!

 

«Таксист»

 

Однако у Андрея Няньчука она почему-то никак не проявлена. Лишь во втором акте, когда сюжетные недоразумения нарастают как снежный ком, публика понемногу оживляется. Но в целом спектакль кажется откровенно слабым. И, судя по предыдущим работам режиссера, большой вопрос, улучшится ли он со временем. Но сильнее удивляет другое – почему в ТЮЗе сегодня не в чести другие постановщики? Из известных режиссеров, ставивших на его сцене, за последнее время припоминается только москвич Вячеслав Терещенко. Но он выпустил «Поллианну» еще три года назад.

Зато публике предлагаются всевозможные эксперименты. В «Таксисте» они, по сути, притянуты за уши: актеры здесь по очереди выходят в разных ролях. Александру Черкасову, помимо роли Джона Смита, в следующем показе придется играть одного из полицейских инспекторов. Необходимость учить две роли – и весьма объемные! – ложится и на всех остальных исполнителей мужских ролей. Сам постановщик именует такой подход сознательным тренингом. Но, судя по качеству спектакля, он ему только во вред. Пока что интерес вызывают лишь работы Сергея Тисленко и Сергея Винниченко.

Подобная нагрузка на память, возможно, могла бы иметь место в раскрученном театре с натренированной труппой. Но ТЮЗу не до сомнительных экспериментов – театр давно не пользуется популярностью у зрителей. О чем говорить, если на премьерный, откровенно коммерческий спектакль в субботний вечер собралась едва ли половина зала?! Театру и так приходится нелегко из-за его невыгодного географического расположения. Однако списывать все проблемы на географию было бы лукавством – многие красноярцы еще помнят времена, когда в ТЮЗ было трудно достать билеты. Но тогда и его работа со зрителем строилась иначе.

Сегодняшнюю репертуарную политику театра вообще очень трудно назвать внятной. Какой-то хаотичный выбор пьес, многие из которых не имеют никакого отношения к молодежной аудитории. Тот же «Таксист» – разве это для подростков? Хотя сейчас материала навалом – есть пьесы братьев Пресняковых, Дурненковых, современных западных авторов. Да, эпатажные, да, острые и неоднозначные. Но их темы близки и понятны молодому поколению. Было бы желание это им предложить. А такого желания у руководства ТЮЗа, судя по всему, нет.

Елена Коновалова
фото Андрея Петрова

Рекомендуем почитать