Когда человек зарвался и начинает вести себя разухабисто и опрометчиво, ставя себя (и, возможно, окружающих) этим в определённо опасное положение, его одёргивают: «не лезь на рожон!». А что такое рожон, и почему вдруг на него нельзя лезть?
Рожон – это устаревшее слово, означающее заострённый шест, кол. Во множественном числе – рожны – означало железные навозные вилы. Фасмер выражает сомнение, что наше слово родственно с «рогами»: в его этимологическом словаре указывается церковнославянский вариант ражьнъ – «кол; вилка» и сравнивается с болгарским ръжен – «кочерга, вертел» и сербохорватским ражан – то же. И всё-таки в некоторых источниках указывается, что рожон – это рогатина, с которой ходят на зверя. Вот и в словаре Даля находим, что рожон – «острый торчок, тычок, рог, но более не в отвесном или стоячем, а в наклонном или уровенном положении».
Там же приводятся семантические выражения с нашим словом: Этот намёк – рожон в бок. За наше добро, да нам же рожон в ребро! Трудно противу рожна прати, наступать против рогатины, копья. С последним утверждением трудно поспорить, недаром его постулировали античные писатели и повторяли евангелисты. Даже в наше время оно не утратило актуальности, частично переродившись в спорный абсолют «против лома нет приёма». Хотя, я уверен, нет ничего невозможного – при желании и некоторых навыках можно устоять даже против рожна.