В ролях: Шиа ЛаБьюф, Сара Ромер, Аарон Ю, Кэрри-Энн Мосс, Дэвид Морз
Продолжительность – 104 м
Есть что-то очень приятное в том, когда видишь человека, который нашёл себе дело по душе и вдохновенно им занимается. Пускай даже дело это с точки зрения сторонних наблюдателей (и тем более вечности), в общем-то, пустячное – скажем, триллеры снимать. Как режиссер Карузо, снявший «Паранойю», четвертый триллер подряд в его недолгой фильмографии. Занимательно в данном случае то, что Карузо методично, словно по какому-то воображаемому списку, отрабатывает довольно различные модификации триллера. Сначала был триллер наркоманский, из жизни опустившихся прослоек общества («Море Солтона»), потом триллер про серийного убийцу («Забирая жизни»), а затем триллер букмекерский («Деньги на двоих»), не очень, заметим, удачный. В «Паранойе» же Карузо одним ловким движением руки освоил сразу две новые разновидности – триллер А) тинейджерский и Б) ну совершенно хичкоковский.
В данном случае Карузо старался не в одиночку – ему в помощь был выписан сценарист Карл Элсворт, тоже, без сомнения, будущий специалист по качественным триллерам. Парой годами раньше Элсворт дебютировал в сценарном деле прекрасным «Ночным рейсом», и «Паранойя» подтверждает то, что почудилось на «Рейсе» – что в деле выписывания изящной, экономной интриги Элсворт легко обходит многих своих конкурентов. Ему легко удаётся то главное, на чём прокалываются многие другие жанровые сценаристы – среди его довольно скупых сюжетных мазков всегда сохраняется жизнь.
Ситуации, конечно, запредельные, но им и героям, в них оказавшимся, всегда веришь, настолько здорово и при этом просто всё прописано. В «Паранойе» всё ровно так – тинейджеры здесь выглядят, о чудо, вполне вменяемыми людьми, злодей, хотя и злодейский, тоже ведёт себя довольно реалистично, да и некоторые пробелы в логике поступков, которые всё же проскакивают ближе к финалу, можно спокойно списать на стрессовую ситуацию.
«Паранойя» вообще довольно ловко избегает многочисленных жанровых клише - что для фильма, чей сюжет мало того, что довольно предсказуем, так ещё и чуть ли не целиком позаимствован из классики жанра, а именно из «Окна во двор» Хичкока, есть достижение серьёзного масштаба. То есть, именно это и есть самое приятное в фильме – с какой стороны на него не посмотри, вроде обычная поделка, очередной не особенно убедительный повод впустую потратить час сорок четыре минуты своего времени под хруст соседского попкорна; однако всё мероприятие выполнено грамотно, ровно и не без чувства собственного достоинства. Вот именно такое жанровое кино нам и нужно.
Вердикт Кочерыжкина – со всех сторон отменный юношеский триллер.