Выпуск 1 – Спи, бледная сестра
Понимаю – вы удивлены таким заголовком. Но иначе никак – потому что это удивительная книга. Под одной обложкой, под собственным названием издательство «Эксмо» собрало сразу три романа Джоан Хэррис – три романа крупных, ярких и совершенно не схожих между собой. Рассказать о всех трёх в одном обзоре – невозможно. Умолчать о каком-то из них – преступно. И потому мы поступим вот как – растянем рассказ о трёх романах из одного издания во времени. Сегодня поговорим о первом из трёх, «Спи, бледная сестра» — а «Шоколад» и «Джентльмены и игроки» станут нашими героями позднее. Итак, понеслась.
«Спи, бледная сестра» — вещь совершенно удивительная. Формально – это попытка воссоздания викторианского готического романа в его классической форме; но по содержанию уже где-то странице к четвертой рассказчик (первый из, кажется, четырёх) выдаст нам одну из своих сокровеннейших, самых интимных тайн, и роман начнёт свой постепенный и неотвратимый уклон в бездну греховных страстей и опиумного безумия. Неторопливо развивающаяся история о немолодом художнике прерафаэлитской эпохи, взявшем себе в жены свою юную натурщицу, начнётся как пасторальная историческая зарисовка, затем ненадолго обернётся этаким любовно-авантюрным романам с лёгким ароматом мистики. Её главная, по сути, героиня и вовсе объявится только к середине книги, и ей ни капли не помешает то соображение, что вообще-то она была мертва задолго до начала всей этой истории – с её появлением роман начнёт лихорадить, будто в горячечном бреду, и события вскоре примут совершенно невероятный оборот.
Уже почти рассвело, когда я вернулся на Кромвель-сквер. Я валился с ног, голову туманили алкоголь и тяжелые ароматы того дома, душная смесь ладана, дыма и грубого зловония кошек и женщин. В наказание я запретил себе брать извозчика на обратном пути, но от низменного удовлетворения не могла избавить и самая долгая прогулка. Она была совсем молоденькой – лет пятнадцати, но, конечно, не такая юная, как обещала Фани, — и хорошенькой, с вьющимися каштановыми волосами и румяными щечками. Она не была девственницей, но роль свою знала назубок, изображала сопротивление и даже по-настоящему плакала для меня.
Не смотрите так на меня! Она всего лишь шлюха, и ей платят за исполнение прихотей. Если бы ей это не нравилось, она бы выбрала профессию подостойнее. А так золотая гинея быстро высушила её слезы, и уже через десять минут она как ни в чем не бывало поднималась наверх с очередным клиентом. Нет смысла жалеть эти создания, уверяю вас: с самого рождения они порочны до мозга костей. По крайней мере, я мог утолить свою постыдную жажду с ними, а не с Эффи. Я делал то, что делал, ради неё. Верьте, когда я говорю, что сердце моё было верно ей. Она была моим символом чистоты, моей спящей принцессой… Я знал, что в ней семена разврата, но должен был сделать так, чтобы они не проросли. Моя любовь могла сохранить её целомудрие, и, каких бы жертв это не требовало, я готов приносить их ради неё.
Звучит хаотично и запутанно, знаю – но это лишь малая часть происходящих в романе событий. Под этаким сюжетным нагромождением не сильно талантливый автор вполне мог бы пропасть, и не пискнув, но Джоан Хэррис не такова – с веселой яростью бросается она в бой с собственными же построениями и выходит из этой схватки триумфатором, хотя и запыхавшись, с растрепанной прической и руками по локоть в крови. Как автор, она вроде держит рот на замке – за неё повествование ведут главные герои этой запутанной истории, перехватывая друг у друга воображаемый микрофон. Но её отношение к выписываемому ею обществу декларируемого на словах культа добродетели и строгой моральной чистоты, за фасадом которого скрывались самые жуткие поступки, совершаемые якобы из благочестивых побуждений, читается очень хорошо – эта ярость клокочет в каждой сдержанной строчке, в каждом цветистом пассаже, где герои оправдывают сами себя. В стремлении сорвать маски Хэррис забирается в самые тёмные коридоры и уголки викторианской эпохи, туда, где бок о бок с наркоманией и педофилией стоят гипноз и колдовство. Но «Спи, бледная сестра» не была бы столь феноменальной, если бы Хэррис стремилась только обличать безжалостным перстом – она честна не только с моральной, но и с художественной точки зрения. Проще говоря, это прекрасно написанный и фантастически увлекательный роман. Тот самый случай, когда хвастливое указание на корешке – «Великие романы 20 века» — очень даже уместно.
Ту би, что называется, континьюд
Сайт – www.biruza.ru |
Книги для обзора предоставлены книготорговой сетью «Книголюб» Адреса центральных магазинов:
|