В оригинале роли озвучивали: Пэттон Осуолт, Брайан Деннехи, Питер О’Тул, Иэн Холм, Дэвид Швиммер
Продолжительность – 110 м
«Готовить может каждый». Даже крыса. Режиссер Брэд Берд – не крыса, а автор трогательного «Стального гиганта» и бывший режиссер «Симпсонов». Уж от его «стряпни» ну никак нельзя было ожидать провала. Провала и не случилось: «Пиксар» и «Дисней» выдали прекрасное анимационное кино о том, что, кажется, никто в анимации еще так масштабно не живописал, – о еде.
Более того, «Рататуй» фильм о еде, которую вдохновенно готовит последнее животное, могущее обрадовать вас на кухне. Крыса. Здесь – и вовсе синяя крыса. Грызун, вкратце, помогает прописному неудачнику с гастрономической фамилией Лингвини сначала получить работу в ресторане, затем преуспеть на кухне. В конце концов – прессануть злодеев и перевоспитать злоязыких. Момент просветления ресторанного критика с говорящей фамилией Эго, синегубого, обитающего в гробоподобной квартире – один из самых сильных в мультфильме. Просветляется он, конечно, заглавным блюдом «Рататуй» (относящим нас к англ. rat – крыса).
Дежурных намеков на мировые культуру и искусство в этой кастрюльке не через край, и это даже приятно. Но совершенно точно недостает среди них по крайней мере одной специи. Рецепт стал бы завершенным, зовись умница-крыса Жан-Батистом. Одержимый призраком повара Гюсто крыс Реми умилительно узнает запахи, миксует и мерещит их образы настолько узнаваемо, что если кто возьмется утверждать, что грызун не имеет ничего общего с гениальным нюхачом мсье Гренуем из романа «Парфюмер»… Это будет все равно что предположить, что в мульте снималась настоящая крыса.
Что, впрочем, будет не столь далеко от истины, как может показаться. Почти любой новый продукт «Дримворкс», «Дисней», «Пиксар» – как очередной плевок (на сей раз – весьма ароматный) в душу тому, кто считает, что лучше не может быть. Практически каждый раз – может. Казалось, живость персонажей в «Шреке» близится к идеалу, о чем мы здесь уже писали. Но то, что представил Брэд Берд – воистину феноменально. Виды ночного Парижа до самого дальнего окошка и огонька прорисованы с любовной филигранностью. Супы и тот самый рататуй разве что не пахнут – и при виде их не просто хочется кушать, нет-нет, появляется желание немедленно и жадно именно что сожрать какой-нибудь изысканный пункт из крысиного меню. Мокрого крысеныша так и тянет матерински согреть. Мультяшек в мультяшках выдают лишь невозможные в реале черты – иначе вполне оправданно было бы вконец увериться в настоящести пейзажей, интерьеров и героев.
Одно лишь портит этот в остальном славный и удивительный мульт – и портит основательно. «Пиксар» был куплен «Диснеем» в целях оживить безнадежно терявшую обороты студию. Влить в него удалой крови людей, создавших «Корпорацию монстров», «Историю игрушек» и «Суперсемейку». В итоге «переливание» не прошло без аллергических реакций. Фирменная веселуха «Пиксар», никогда не опускавшаяся до недетских двусмысленностей, не опустилась до них и на этот раз, но, тем не менее, изрядно разбодяжена истинно диснеевскими душевными метаниями главного героя. Мечется он так натужно, что мучительно хочется не смотреть бесконечные сцены, с одной стороны, борьбы Реми с крысиным прошлым в виде папы и собратьев, с другой – его же сдачи позиций в попытках очеловечиться.
И если не учитывать навязчивого вируса непонимания, у двух мультгигантов получился один из самых техничных мультфильмов в истории анимации. Пальму первенства в этом он может разделить разве что с «Трио из Белльвилля». А если еще посыпать эту пальму розмарином…
Александра Зет