Дорогие читатели! Перед вами – вовсе не новый роман Стивена Кинга. И даже не старый-старый роман Стивена Кинга, пролежавший три с лишним десятка лет в черновиках. Вернее, перед нами не столько старый-старый роман Стивена Кинга, пролежавший три с лишним десятка лет в черновиках, сколько наглядное пособие по теме «Стивен Кинг, которого мы потеряли».
Объяснюсь – небольшой романчик «Блейз» Кинг сочинил под своим творческим псевдонимом «Ричард Бахман» ещё в первой половине 70-х. Но до издательств он так и не дошёл – перечитав, Кинг рассудил, что роман вышел так себе и забросил на полку. Тридцать с лишним лет спустя он снова откопал его в своих архивах и, отполировав чуток здесь и подправив капельку там, пришёл к выводу, что вполне сойдёт. И выпустил, снабдив, как он любит, объемным и многословным вступлением, где объясняется всё-всё про смысл жизни, вселенной и вообще роман «Блейз», историю его создания, историю его обнаружения в архиве и всё такое прочее. И вот тут-то, на контрасте этого современного вступительного текста и древнего основного, и вступает в работу пособие по теме «Стивен Кинг, которого мы потеряли». Потому что во вступлении мы сталкиваемся с тем Кингом, который остался нам сейчас – неприятно, неряшливо многословным, склонным к сомнительным шуточкам, начисто растерявшим способность критически оценивать собственный текст. А в самом «Блейзе» мы видим совсем другого Кинга – юного, полного сил, осторожно ступающего на мостик, ведущий к будущему величию, и аккуратно пробующего его ножкой на прочность.
- Ты опять напортачил, Конг, - услышал он, едва открыл глаза. – Поздрав-твою-мать-ляю.
Блейз аж зашипел, когда ноги коснулись холодного пола. Потом надел ботинки. Голый, если не считать обуви, подскочил к окну. Автомобиля нет. Он облегченно выдохнул. У рта образовалось облачко пара.
- Нет, не напортачил. Поставил его в сарай, как ты мне и говорил.
- Ты не замел гребаные следы, понимаешь? Почему ты не поставил рядом щит-указатель, Блейз? «ЗДЕСЬ СТОИТ УГНАННЫЙ АВТОМОБИЛЬ». Можешь даже брать плату за вход. Почему бы тебе этого не сделать?
- Ох, Джордж…
- «Ох, Джордж, ох, Джордж!» Пойди и замети их.
- Хорошо. – Он направился к двери.
- Блейз?
- Что?
- Надень снова портки, вот что.
Блейз почувствовал, что краснеет.
- Как ребенок. – В голосе Джорджа слышалось смирение. – Который бреется.
Джордж знал, как поддеть побольнее, это точно. Только в результате он поддел не того парня, и слишком больно. Такое зачастую приводит к смерти, а потом уже не скажешь ничего умного. И теперь Джордж мертв, а Блейз заставляет его говорить в своей голове, да ещё отдаёт ему самые лучшие фразы.
Поймите правильно – три десятка лет в архиве «Блейз» пролежал, в общем, не то чтобы совсем уж несправедливо. Это довольно непритязательный, меланхоличный криминальный роман про преступление, заранее обреченное на провал, отличающийся от обычной нехитрой жанровой поделки среднего класса парой-тройкой деталей. Во-первых, главный герой здесь немного необычен – это здоровенный детина Блейз, слегка слабоумный после того, как папа в детстве сбросил его с лестницы после очередного стаканчика дешевого виски. Во-вторых – и это, пожалуй, единственное, что серьёзно выделяет «Блейза» - ближе к финалу в повествование очень грамотно вкручивается крошечный, но страшно интересный элемент мистики, от которого всё происходившее до этого придётся немножко переосмыслить. Вот, собственно, и всё.
То есть, получается вот что – тот Кинг, который писал «Блейза», ещё не стал тем Кингом, которого мы узнали и полюбили за более поздние работы. А тот, который сейчас издал это, уже не тот Кинг, которого мы любили. Так вот и болтается эта книжка – между тем, который ещё не, и тем, который уже не. Печальная участь. Лучше б лежала себе и дальше в архиве.
Сайт – www.biruza.ru |
Книги для обзора предоставлены книготорговой сетью «Книголюб» Адреса центральных магазинов:
|