Эта реальная история была напечатана в газете. Двое подростков познакомились, общаясь в чате. Каждый из них по-своему не смог адаптироваться в окружающем мире и, со свойственным юности максимализмом, выбрал для себя "единственно возможный выход" - самоубийство. В поисках единомышленника в этом страшном деле, они и наткнулись друг на друга в Интернете. Способом ухода из жизни был выбран прыжок со скалы, причем для этого они прилетели в Норвегию.
Ночь они провели в палатке, на вершине горы, записывая свои последние послания родным и близким на камеру. А утром взялись за руки и... решили жить дальше. Эта печальная и одновременно оптимистическая драма вдохновила чешского драматурга Игоря Бауэршима на написание пьесы, которая сразу стала хитом театральных подмостков. Историю двух подростков сразу же перевели более чем на 20 языков мира, и каждая постановка, будь то в Дюссельдорфе или Москве, становилась театральным событием.
Имя Игоря Бауэршима известно среди почитателей драматургии нового поколения. Родился в 1964 году в Праге, затем семья переехала в Швейцарию. Работал архитектором, музыкантом, писал киносценарии. Основав вместе с несколькими актерами-единомышленниками свободную театральную труппу "OFFOFF Buhne", он громко заявил о себе как театральный режиссер и драматург. Его необычные, авангардные спектакли, рассчитанные на интеллектуального зрителя, завоевали несколько международных театральных премий.
Пьеса "Норвегия. Сегодня." - это не просто интеллектуальная драма о подростковой растерянности перед взрослым миром, в котором невозможно быть искренним, быть "самим собой". Это еще пьеса о новых условиях существования в компьютеризированном мире, где техника уже не просто инструмент, но самостоятельная сила, роль которой в формировании личности только-только становится предметом пристального изучения.
Действительно, что происходит с внутренним миром человека, с утра до вечера торчащего в Интернете, в котором можно найти все, вплоть до спутника жизни, или... смерти? Почему слова, сказанные вживую, невозможно повторить перед камерой, где они становятся фальшью? В пьесе между главными героями неожиданно вспыхивает любовь - живое человеческое чувство, которое по канонам сознания человека прошлого 20 века как раз и должно спасти героев от суицида. Но это, как выясняется, уже устаревший штамп. Что стало бы с Гамлетом, если бы он записывал свои раздумья на тему "Быть или не быть" на камеру? Ребята отказываются от своей идеи уйти из жизни отнюдь не после ночи любви - нет.
Перелом в их сознании происходит именно тогда, когда они пробуют записать свои последние послания родным и близким. И только камера, с ее экранной реальностью, передавая все со скрупулезной точностью, в то же время позволяет увидеть себя со стороны, совершает в их сознании то, что не в состоянии были сделать простые человеческие чувства. Оказывается смерть - это не красивый прыжок, обнявшись с вершины скалы навстречу голубому фьорду, смерть - это запись, которую будут смотреть, когда тебя уже не будет.
В постановке Алексея Крикливого сценическое пространство решено именно в этом контексте. Небольшая площадка (спектакль идет на малой сцене театра) обрамлена четырьмя небольшими и одним огромным экраном, создающими атмосферу виртуальной реальности. На экранах постоянно что-то происходит: компьютерные заставки сменяются кадрами из фильмов, транслируется изображение, записываемое тут же на глазах зрителей на камеру. Девушка и юноша - два тинэйджера, словно выходят из экранов своих компьютеров, общаясь друг с другом через зал. Они рядом, но каждый может выйти из чата в любой момент. Смайлики заменяют человеческую интонацию, а фотографии актеров собственную внешность. Мир, где ты можешь придумать себя полностью - виртуальная жизнь.
Юля и Август держат внимание зала на протяжении двух часов. Август - молодой выпускник института искусств Максим Третьяк, и Юля - также молодая выпускница Виктория Болотова. Можете представить, на какую искренность и экспрессивность актерской игры рассчитана такая пьеса. Длинные философские монологи, отсутствие ярко выраженного событийного ряда, волнообразная рефлексия главных героев и постоянная смена эмоций от эйфории до ужаса - все это требует от актеров, режиссера и зрителей особенной концентрации и, я бы сказала, даже сотрудничества. Не случайно жанр этой пьесы определен, как интеллектуальная драма.
Я не могу не сказать о том, какое огромное впечатление произвела на меня игра Виктории Болотовой. Такой силы драматизма трудно было ожидать от молодой актрисы, только начинающей свой актерский путь. Она главная в этом тандеме и в сценарии, и на сцене, потому что именно ее широко раскрытые глаза, в которых отражается целый мир решившегося на отчаянный поступок человека, придают спектаклю искренность. Я не в восторге от второго главного героя, в чьей игре еще очень много зажатости и некоторого ученичества, но роль Юлии, на мой взгляд - это творческий прорыв, после которого для актера начинается совсем другая ступень творческой жизни.
Да и вообще, спектакль "NORWAY.TODAY" - это нечто новое на красноярской сцене, особенно в постановочном плане. Опыт синтеза театра и теле-видео-ряда в таком объеме, пожалуй, прозвучал у нас впервые. То есть некоторые элементы этого нового театрального приема присутствуют в том же "Синтезаторе любви", но с такой смелостью, так оригинально они еще задействованы не были. Только представьте себе, какие неограниченные горизонты открывает взаимопроникновение таких до сих пор довольно автономных жанров, как реальное телевидение, кино и театр! Окружающий мир с развитием технического прогресса начал меняться с головокружительной быстротой, и глупо было бы думать, что театр никак не отреагирует на это. Он явно стоит на пороге какого-то совершенного нового качественного скачка, первыми ласточками которого становятся спектакли, подобные постановке Крикливого...
Не надо идти на этот спектакль с семьей, девушкой, бабушкой и желанием "культурно провести досуг". Идите на него в одиночку. "Норвегия. Сегодня." - спектакль очень индивидуальный и, я бы сказала, интимный. Он требует полного погружения, душевной работы и эмоционального напряжения. После него долго не хочется делиться впечатлениями, а напротив - хочется молчать и переживать, осмысливать увиденное. Неоднозначный спектакль, способный разделить публику на два противоположных лагеря - от полного неприятия до восхищения.
Безусловно, эта постановка рассчитана на подготовленного зрителя, хотя бы немного знакомого с эстетикой искусства новой волны. Но то, что это "спектакль не для всех" вовсе не умаляет его ценности и необходимости. И то, что с этого спектакля в театре им. Пушкина, можно сказать, возникла некая творческая лаборатория - это, с моей точки зрения, просто прекрасно. Потому что невозможно в искусстве двигаться вперед, ориентируясь только на коммерческий успех. Всегда впереди идут смелые, не боящиеся оказаться непонятыми... широкими слоями населения.
Кристина Штучкина