Авторская прелюдия. То, что этот текст появляется здесь спустя неделю после мероприятия — конечно, симптоматично. Но, помимо таких симптомов, как высокая температура, головокружение от неуспехов и чудовищная занятость, числятся и более абстрактные — писать нечто хотя бы приблизительно критическое о спектакле-концерте «С любовью для всей семьи» Александра Олешко и Нонны Гришаевой объективно трудно.
Представьте — вы приходите в гости к своим знакомым, когда те отмечают день рождения детей. Надеясь полакомиться тортиком, вы остаетесь, и в награду вам, кроме сладостей, еще и небольшой семейный спектакль, который хозяева подготовили по случаю торжества. И все бы здорово, да только вы — солидный театральный критик (вроде Олега Лоевского, например), а потому родители просят вас написать по увиденному отзыв. Вы бы и рады удружить, но... но как писать официальные вещи, когда все было так по-домашнему — легко, ненавязчиво и воздушно?
Аллегория с семейным спектаклем неслучайна, потому что бенефис Гришаевой и Олешко — мероприятие до невероятности, конечно, семейное. Настолько, что это даже пришлось упомянуть в названии. Такие вечера нужно планировать заранее, писать дату похода на цветном стикере и прилеплять на какой-нибудь предмет, объединяющий современную семью. Например, на холодильник. Или на телевизор с выпуском «Большой разницы». Приходя на спектакль один, чувствуешь это самое одиночество острее, чем хотелось бы. Актеры несколько раз пошутили над женами, которые привели своих мужей за руку, однако все до одного юмористические скетчи, песни и анекдоты были, что называется, заточены под коллективное восприятие близких людей. Гришаева — «образцовая мать двоих детей» и Олешко — уверенно (даже самоуверенно) холостой пижон, при этом ни один из них не вызывает раздражения даже у самых ревнивых супругов, и вместе они кажутся удивительно гармоничной парой.
Может быть, «виноват» во всем формат. Вот, Олешко так со сцены и сказал, что, мол, понятие творческого вечера публикой подзабыто. Только он не совсем прав — зрители моего поколения вообще слабо представляют себе, что такое этот самый «творческий вечер». Нет прецедентов в памяти, оттого непростительно долго не можешь расслабиться, и воспринимать происходящее не как дуракаваляние, а как блестящую комедию с элементами импровизации.
Вообще, с первых минут представления актеры пытались «разжать» публику, провоцируя её на какие-то выходки. Это удавалось — мои соседи на весь мир заявили о том, что у них годовщина свадьбы, и потом долго целовались под овации. А некая женщина слева излучала столь бурную страсть к Александру, что перекрывала зычным голосом остальной зал и, кажется, умудрилась его напугать. В какой-то момент Олешко даже предложил всем желающим выходить на сцену, но, слава богу, красноярские зрители закомплексованы как раз в достаточной степени, чтобы на это не поддаться. С залом завязали переписку — в шляпу зрители складывали свои вопросы, а Гришаева и Олешко, вынимая их оттуда как кроликов, пытались из каждого вопроса сделать маленький фокус. Мой вопрос оказался невостребованным, а потому Нонна, милая моя Нонна, если ты читаешь этот блог, ответь, пожалуйста, хоть когда-нибудь. А уж за мной не заржавеет.
Было весело, в общем. Бенефисные представления — это пиршество для поклонника и отличный шанс для равнодушного зрителя несколько расширить диапазоны в своем сердце. Провинциальная публика знает московскую парочку, в основном, по телевизионным шоу, между тем как и Гришаева, и Олешко — хорошие опереточные актеры. За время выступления они несколько раз подчеркивали, что для них театр важнее, нежели кино и телевидение. Истории из одесского детства, театральные байки и юмористические скетчи перемежались старыми песнями, которые так и хочется назвать «шлягерами» — их актеры исполняли пусть и незатейливо, но с видимым удовольствием. Как, впрочем, и все остальное.
Легкое ощущение ретро, создаваемое музыкальным репертуаром, достигло пика, когда гости показали отрывок спектакля конца 80-х — «Пришел мужчина к женщине» по пьесе Семена Злотникова. И вот тогда я понял, что этому очень уютному, теплому и по-настоящему смешному концерту не хватает только лишь одного — живой музыки. Если бы Гришаева с Олешко возили с собой какой-нибудь стильный джаз-бенд, цены бы их представлению не было.
Не знаю, были бы довольны условные родители таким вот отзывом, но представлением остались довольны, кажется, все присутствующие. Будем ждать Нонну с «Квартетом И», а Александра просто ждать в гости — та дама из левого сектора наверняка с удовольствием приютит его у себя. Зря он признался, что толком Красноярск рассмотреть не успел...